- «Все усердно оставившие житейское, без сомнения, соделали это или будущего ради Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было неразумно».
- «Монах есть тот, кто будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных».
- «Кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это — победные почести и иноков, и мир не может вместить оных, — если же и мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира?»
- «Каждый да искушает себя, и потом уже от хлеба жития иноческого, который с горьким зелием, да яст, и от чаши сей, которая со слезами, да пиет; да не в суд себе воинствует».
- «Знайте, что вы покусились идти путем кратким, хотя и жестоким, на котором одна есть стезя только, вводящая в заблуждение. Она называется самочинием».
Преподобный Иоанн Лествичник
- «Кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным. А кто любит оставаться со многими, тот друг мира сего».
- «Кто ради Бога обнищает, тот обретает неоскудевающие сокровища».
- «Кто любит беседу со Христом, тот любит уединение. Любящий покаяние! Возлюби безмолвие и ожидай смерти».
- «От бесед с людьми забывается осторожность, в мысли у человека изглаждаются намерения воли его, ибо входящее вратами зрения или слуха приносит холодность и омрачение ума для Божественного».
- «Добродетельное иноческое житие — похвала Церкви Христовой».
- «И живущие в затворах помогают мудрым советом и молитвами за людей».
- «Насколько человек удаляется от сообращения с человеками, настолько сподобляется свободного доступа к Богу в уме своем».
- «Добродетель удаления от мира состоит не в переселении тела, но в устранении от мирских дел, чтобы не занимать ума своего миром».
- «На сколько человек отсекает от себя утешения мира сего, на столько сподобляется радости Божией во Св. Духе».
Преподобный Исаак Сирин
«Монахи из мира, из моря злобы и бездны тьмы, из глубин берут и выносят камни, жемчужины, поступающие в венец Христов, в Небесную Церковь, в новый век, в светоносный град, в ангельский собор».
Преподобный Макарий Великий
«Имей уши, отверзтые к
слушанию, и
руки, готовые исполнять слышанное, уста имей молчаливыми и
сердце осмотрительное
».
Святитель Василий Великий