Методика Монтессори: за и против
Большинство современных мам и пап, с содроганием вспоминающее суровых воспитателей в детском саду с командными голосами или учителей, которые заставляли учеников ходить по кругу во время перемены, с пониманием и предпочтением относится к ставшей очень популярной в последнее время методике Марии Монтессори.
Мария Монтессори — итальянский педагог и первая в мире женщина-врач — создала свою особую методику, предназначенную для воспитания детей. На сегодня ее изучают практически все педагогические вузы не только нашей страны, но и мира в целом. Многие детские сады в настоящее время осваивают методику Монтессори, которая дает более значительные эффекты по сравнению с традиционными программами.
Дело в том, что современное общество наконец-таки увидело, что традиционная система не идеальна для воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому появился такой острый интерес к Монтессори. Понимание внутреннего мира ребенка автором методики и ее идеи в отношении помощи для его развития и формирования как личности оказались очень значимыми.
Методика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, заключающийся в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя свои внутренние потенциалы.
Для этого М. Монтессори разработала особую развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать.
Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, сохранить устойчивый интерес к познавательной деятельности. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка, что и положила в основу своей методики.
В методике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной мотивации.
В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего поколения. Методика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности ребенка.
Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому монтессори-педагоги поощряют детей самостоятельно управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.
Цель методики Монтессори — не превращение ребенка в вундеркинда, а лишь развитие его природной самостоятельности, а вместе с ней — и других способностей. На самом деле, если ребенок, следуя вашему примеру, сам что-то делает (застегивает пуговицы, завязывает шнурки, лепит пельмени — что угодно), можете смело считать, что он уже занимается по системе Монтессори.
Практически, основная «фишка» методики Монтессори — в отсутствии программы как таковой. Настоящий монтессори-педагог почти не участвует в воспитании ребенка. Его главная задача — понять, что интересно маленькому человеку в определенный период его жизни, обеспечить оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить этой самой средой пользоваться.
По методике Марии Монтессори процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:
- первая стадия детства (0 – 6 лет);
- вторая стадия детства (6 – 12 лет);
- юность (12 – 18 лет).
Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития. Так, с рождения ребенка и до шести лет у него наиболее активно развивается речь — он учится говорить. Почти параллельно с этим процессом происходит период чувственного развития.
Где-то с годовалого возраста ребенок осваивает движения и действия, а с полутора лет учится воспринимать правила и порядки. Еще через полгода, к своему второму дню рождения, малыш начинает интересоваться мелкими предметами, у него развивается мелкая моторика. Еще чуть позднее начинается так называемый период социальной адаптации, когда маленький человек начинает становиться полноправным членом общества.
Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу лабильности. В ходе своего развития ребенок проходит так называемые «чувствительные» или «сенситивные» периоды.
Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации.
В продолжение такой фазы ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям — он проходит процесс постижения, который, согласно методике Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие.
Решающим для развития методики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одна из важнейших фаз чувствительности каждого ребенка — это фаза «усовершенствования чувств». Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус.
Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. «Ощущать» и «познавать» становятся в ходе процесса учебы единым целым.
Так, если малыш интересуется собственными тактильными ощущениями и запахами, задача монтессори-педагога — обеспечить ему доступ к разным шершавым штукам-дрюкам и баночкам со специями. Ребенок сам знает, сколько времени нужно уделить (для наилучшего результата) исследованию шершавостей, а сколько — сушеной кинзе и молотому перцу.
Подготовленная среда
Это важнейший элемент методики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым.
Поэтому окружающая ребенка среда должна, по методике Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста.
Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья, у детей должна быть своя комната. Им должна быть предоставлена возможность самостоятельно выбирать место для занятий.
Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Дети должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в доме используется хрупкий фарфор.
Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка.
Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. Благодаря этому они приобретают навыки независимости от взрослых.
Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. Поскольку каждый ребенок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или школе должен быть индивидуально ориентирован.
Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. Однако ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.
В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определенное, но требование не делать чего-то определенного, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития.
Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе методки Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения».
Этим она формулирует свое четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям.
Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем.
Кому-то может показаться, что у методики обучения Монтессори нет минусов. Это, разумеется, не так, и минусы, разумеется, есть у этой методики.
Во-первых, в монтессори-группах вовсе не уделяют внимания творческому началу, а концентрируются лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Если решили, что чадо должно стать народным артистом — программа Монтессори, увы, не для вас.
Другой минус состоит в том, что после демократичного монтессори-садика ребенку бывает сложно в режимной школе. Чаду может оказаться непросто признать, что рисованием нужно теперь заниматься перед арифметикой, а не вместо нее.
Третий минус состоит в том, что программой Монтессори не предусмотрено никаких ролевых игр. Важно не пропустить тот момент, когда ребенок должен начать играть в кого-то, а не с чем-то.
Что можно посоветовать родителям?
Все просто. Во-первых, ничего не бояться. Во-вторых, понимать, что нельзя ограничиваться тем, что дает садик. Все недостающее можно ведь дать ребенку и дома. Если в группе не наряжаются зайчиками и не пляшут под елочкой — можно устроить представление для бабушек.
В-третьих, выбирая монтессори-садик, важно убедиться, что он настоящий: у педагогов есть подходящее образование, монтессори-материалы соответствуют международным требованиям методики, классы оборудованы должным образом.
Увы, в России есть немалое количество мошенников, пытающихся выдавать свои никудышные услуги за Монтессори-курсы для самых маленьких. Будьте внимательны и заботливы — тогда садик, работающий по методике Монтессори, станет отличным подспорьем в деле развития любимого чада.