Как сделать хорошее портретное фото?
Портретное фото — не самое простое направление фотографии для освоения, потому что человек – это не статичный натюрморт или пейзаж, он постоянно меняется, и бывает непросто уловить момент и найти тот самый ракурс, чтобы представить модель наилучшим образом. Съемка портретов потребует от вас терпения и навыков, но для начала выучите основы – это совсем не сложно.
Выбор техники
Один из самых популярных вопросов, который сразу возникает у всех желающих научиться фотографировать – обязательно ли наличие дорогого профессионального оборудования для фотосъемки? А истина, как это обычно бывает, – посередине.
Дорогая камера автоматически никого не сделает профессиональным фотографом, так же как и хорошая фотография остается хорошей вне зависимости от того, была она сделана зеркальным или пленочным фотоаппаратом, а то и вовсе камерой на мобильном телефоне.
Но с другой стороны, возможности мобильной и компактной цифровой техники по сравнению с камерами более высокого класса значительно ограничены. А о том, чтобы претендовать на профессиональный уровень, снимая портретное фото на цифровую «мыльницу», вообще речь не идет.
Отсюда напрашивается вывод, что максимально качественное портретное фото начинается с приобретения зеркального фотоаппарата, однако не бойтесь окончательно разориться – у многих популярных фирм-производителей фототехники существуют специальные линейки малобюджетных камер, как раз для начинающих.
Свет и время съемки
Начинающие фотографы ошибочно полагают, будто делать портретное фото нужно тогда, когда на улице больше всего солнца. На самом деле направленный на модель яркий полуденный свет способствует появлению некрасивых теней и засветов на лице, направленный против нее – создает большую тень на модели, а фон делает слишком светлым.
Прятаться среди деревьев тоже не самый хороший вариант: неплотная тень от листьев сделает лицо вашей модели пятнистым, а плотная тень, наоборот, может оказаться чересчур темной для съемки. Поэтому фотографировать лучше всего в предзакатные и послерассветные часы, а также в умеренно облачный день.
В некоторых случаях приходится прибегать к искусственному освещению. С помощью такого освещения можно придать картинке объем либо сделать ее совсем плоской, подчеркнуть и достоинства человека, и его недостатки.
Выделяют шесть основных источников света, которые могут приводить к совершенно разному результату и иногда до неузнаваемости менять лицо модели.
- Фронтальный свет падает на фотографирующегося человека ровно спереди. Такой свет хорошо освещает лицо модели, делает его плоским и лишает рельефа – тот самый тип фотографии «как на паспорт».
- Передний боковой свет передвигается в левую сторону от камеры и совсем немного приподнимается над моделью. Он мягко подчеркивает контуры лица, освещает обе его стороны и не создает особенно темных провалов – этот тип освещения можно считать золотой серединой при выборе света для портретного фото.
- Жесткий боковой свет стоит прямо сбоку модели и делит ее лицо на две половины: одну ярко освещает, а другую уводит в тень. Такой тип освещения добавляет фотоснимку драматичности и его часто используют при съемке мужских портретов.
- Верхний свет располагается прямо сверху над моделью. Он создает сильные тени под носом и подбородком, «проваливает» глаза.
- Нижний свет может превратить ваше портретное фото в страшилку – он падает на модель снизу и непривычно отбрасывает тень над носом и щеками, делая из лица подобие черепа.
- Контровой источник света помещают прямо позади модели. Благодаря этому освещенным остается только фон, а модель полностью уходит в тень и превращается в силуэт.
Композиция фотографии
Построению композиции фотоснимка должно быть уделено не меньшее внимание, чем освещению и позе модели.
Одно из самых основных правил, которое применяется не только к композиции фото, но и при рисовании портретов и работ в других жанрах – это правило третей. Оно заключается в том, чтобы условно поделить кадр на трети с помощью двух вертикальных и двух горизонтальных линий, которые образуют девять отдельных зон и четыре точки пересечения. В пределах этих точек и следует располагать основные акценты фотографии.
Портретное фото на то и портретное, что основной акцент в нем делается на изображение человека, а потому задний план фотографии не должен отвлекать зрителя от модели. Тщательно проверяйте, не попадают ли в кадр какие-то лишние объекты и не получилось ли так, что из тела портретируемого торчит, к примеру, ветка от дерева.
Если у вас не получается избежать отвлекающего пестрого заднего плана, сделайте его преимуществом, поставив режим съемки на приоритет диафрагмы, что позволит добиться небольшой глубины резкости и размыть фон в виде интересной текстуры.
Не бойтесь заполнять кадр моделью и фотографировать поближе – это ведь портретное фото, а не пейзаж. Однако при приближении лучше использовать зум объектива, а не нависать прямо перед моделью, чтобы перспектива изображения при съемке не искажалась, и оно не оказалось выпуклым или вытянутым.
Съемка на уровне глаз не всегда позволяет добиться наилучшего результата, поэтому пробуйте фотографировать, меняя угол. Иногда стоит только немного подвинуться влево или вправо, сделать снимок из положения сидя или подняться чуть выше модели, как ваше портретное фото заиграет новыми красками.
Уделите особое внимание тому, как вы будете кадрировать портретное фото. Не следует обрезать снимок по пальцам, сгибам суставов, линии роста волос и линиям конечностей портретируемого. Некрасиво оставлять в кадре только лицо без начала шеи, или только лицо и шею без намека на плечи; под запретом и кадрирование четко по линии пояса и бикини.
Следите и за линией горизонта – кроме того, что она не должна быть завалена, ей не стоит пересекать вашу модель по все тем же запретным линиям кадрирования.
Если человек в кадре смотрит либо движется в каком-то направлении, то для фотографии стоит оставить немного больше места с этой стороны.
Не забывайте – в портрете фокус должен быть на глазах человека.
Выбор позы и ракурса
Обратите внимание на разворот модели в 45 градусов в сторону камеры, то есть вполоборота – этот ракурс считается наиболее выгодным для портретного фото.
За исключением редких случаев, руки модели лучше чем-то занять, чтобы она не стояла, как солдатик. Можно использовать реквизит, дать человеку в руки книгу, мяч или другой подходящий по настроению фото предмет.
Самое главное, чтобы поза модели была естественной и расслабленной. Руки не должны быть напряжены. Проконтролируйте, чтобы человек не сутулился, не приподнимал плечи, и шея не оказалась втянутой.
Снимая групповое портретное фото, следите, чтобы между людьми не было больших кусков свободного пространства. Более высоких людей ставьте назад, а маленьких вперед; если портретное фото требует съемки людей в одну линию, то невысокого человека либо поместите в центр, либо оставьте с краю.
Помните, универсальной позы для фото не существует, и то, что подходит одному человеку, может абсолютно испортить другого, в зависимости от его комплекции, роста, особенностей лица и фигуры.
Надеемся, наши советы помогут вам разобраться, как правильно фотографировать людей и наконец-то начать практиковаться. Вперед, спасайте своих родных и знакомых от засилья селфи и дарите им хорошие портреты!