Природа ангелов с точки зрения святых отцов
Содержание:
О природе и свойствах ангелов содержится в Откровении и исповедуется Церковью такое учение: «Ангелы суть бесплотные духи, одаренные свойственными духу силами – умом, свободной волей и чувствами; совершеннее души человеческой, но ограниченные по своей природе и ее свойствами».
Бесплотность
В Писании ангелы именуются духами (Евр. 1, 14). Апостол Павел относит их к миру невидимому (Кол. 1, 16), что также указывает на духовность их природы. О бесплотности ангелов ясно учит Сам Христос. По Своем Воскресении Он явился ученикам, которые устрашились Его явления, приняв Его за духа.
Но Он сказал: «Что смущени есте? Видите руце Мои и нозе Мои, яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща» (Лк. 24, 38-39). То есть духи не имеют не только грубого земного тела, но даже такого легкого, всепроникающего, прославленного тела, которое имел Воскресший Спаситель, и которое будут иметь святые в будущем веке.
В Писании ангелы всегда изображаются в каких-либо чувственных, чаще всего в человеческих, образах. Это, однако, не говорит об их телесности. Сам Бог неоднократно в Ветхом Завете являлся в подобных же чувственных образах (три странника, купина, облако, ангел и т. д.), потому что Бог временно может принимать любые формы, чтобы стать видимым.
То же самое святые отцы говорят об ангелах. «Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы (они) сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их», — пишет святой Иоанн Дамаскин. Упоминается в Священном Писании даже об особом языке ангелов, которым они славословят Творца (Ис. 6, 3; 1 Кор. 13, 1).
Прп. Иоанн Дамаскин пишет, что «ангелам присуще слово, но оно не похоже на наше: последнее определяется внешними — материальными — условиями, тогда как ангелы, будучи невещественными, простыми, бестелесными, проникают друг в друга, наблюдают мысли друг друга и при посредстве молчания, как и были созданы, яснее и выразительнее говорят, чем мы, пользуясь нашим словом».
Таким образом, ангельские языки, многоочитость и крылатость – это только символы свойств ангельской природы, их духовной проницательности и стремительности. Тела, в которых они являлись людям, им не принадлежат, но принимаются ими временно по воле Божией. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что тварная природа ангельского мира для нас непостижима: «Один только Творец знает вид и определение этой (ангельской) сущности».
Неизвестно, являются ли ангелы единосущными друг другу. Возможно, что каждый из них — особое творение Божие, особый духовный мир. Итак, ангелы суть чистые, или бесплотные духи. Но какова их природа по отношению к Богу? Допустимо ли их считать такими же абсолютными и совершенными духами, как Сам Бог? Конечно, нет.
Духовность ангелов, как тварных существ, безусловно, ограничена и конечна. Древние отцы и учители Церкви почти все объединяются в мысли, что ангелы имеют только сравнительно с человеком бесплотную и духовную природу. Одни из отцов и церковных писателей — св. Иустин Философ, св. Мефодий Патарский и св. Василий Великий — говорили о телесности ангелов на том основании, что все тварное не чуждо некоторой вещественности. Эту ангельскую телесность они понимали, однако, в особом, высшем смысле. Они говорили, что ангелы не имеют ничего общего с видимыми, чувственными телами, но обладают природой безвидной и эфирной.
Другие святые отцы — Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иоанн Дамаскин — считали, что ангелы совершенно бестелесны. Однако и они все же допускали в ангелах некоторую вещественность.
Так, святой Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесным и вещественным называется ангел только по сравнению с нами, ибо в сравнении с Богом едиными, несравненным, все оказывается грубым и вещественным; одно Божество всецело невещественно и бестелесно». Отцы VII Вселенского Собора в подтверждение положения о допустимости изображать на иконах ангелов указывали, что один только Бог бестелесен и невидим.
«Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими, воздухообразными или огненными телами, в которых они неоднократно являлись и были видимы».
Отцы не уточнили, временно или постоянно носят ангелы эти тонкие тела. Они засвидетельствовали только, что бесплотность ангелов относительна, что ангелы являлись людям, а потому они в определенном смысле изобразимы. Будучи бесплотны, ангелы свободны от телесных потребностей. Они не нуждаются в вещественной пище, хотя иногда Библия изображает их вкушающими ее. Святой Иустин Философ учит, что ангелы, подобно огню, могут уничтожать предложенные им яства. Так, ангел говорит Товиту: «Вся дни являхся вама, и не ядох, ниже пих, но видение вы зрясте» (Тов. 12, 19).
Правда, Писание называет манну, посланную с небес для насыщения евреев в пустыне, «хлебом ангельским» (Пс. 77, 25), но эти слова не следует понимать буквально. Манна служила для питания тела, а вместе с ней подавалась благодать для питания души. Эта же благодать поддерживает жизнь ангельского мира. Ангелы не рождают себе подобных.
Христос говорит, что в Воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко ангелы Божии на небеси суть (Мф. 22, 30-31). Ангелы не «имеют нужды в браке, так как они не суть смертны», — пишет святой Иоанн Дамаскин. Так как они не могут размножаться, то были сотворены все сразу одновременно, и в таком множестве, что они превосходят, по мысли святителя Иоанна Златоуста, всякое число.
Отношение к пространству и времени
Ангелы бесплотны и, следовательно, не занимают места в пространстве. Они молниеносно передвигаются, и для них не существует препятствий. «Они не удерживаются ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями» и могут временно принимать различные пространственные образы.
Святой Иоанн Дамаскин пишет, что, будучи небесными умами, они находятся в местах, «постигаемых только умом, не телесным образом будучи описуемы (ограничены), — ибо по природе не имеют вида, как тела, и троякого измерения, — но духовно присутствуют там, где им повелено, и не могут в одно время быть и действовать здесь и там... Когда они находятся на Небе, их нет на земле, и когда Богом посылаются на землю, они не остаются на Небе».
Иначе говоря, ангелы не вездесущи, т. е. в известном смысле они все же ограничены в пространстве. Ибо они не содержат всего мира, но сами находятся в нем, будучи соответствующим образом ограничены сотворившим их Богом. Им принадлежит бессмертие. Писание учит, что они умирать не могут (Лк. 20, 36). Святитель Григорий Палама считает ангелов бессмертными по природе так же, как и человеческие души.
Таким образом, бессмертие ангелов не есть бессмертие Божественное, т. е. самобытное и безусловное, а зависит оно, как и бессмертие человеческих душ, всецело от воли и милости Божией.
Вечность ангельского мира — вечность тварная, имевшая начало. Ангелы были сотворены в первое мгновение сотворения мира, «в начале», на грани между временем и вечностью. «Все временные существа получили от Создателя чин бытия и начало, а для некоторых и конец предназначен, но добродетели конец беспределен... и ангелы, эти бестелесные существа, не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму» (прп. Иоанн Лествичник). Такого рода изменчивость ангельской природы связана с определенной, хотя и неизвестной нам временностью.
Совершенство ангельской природы
Ангелы сотворены по образу и подобию Божию. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Творец ангелов, приведший их из не сущих в бытие, создал их по образу Своему бестелесными, разумными и свободными». Святитель Григорий Палама учит, что по подобию Божию мы значительно умалены, и в особенности теперь, от ангелов.
В отличие от нас, они всегда непосредственно причащаются Божественного Света, а уподобление Богу и происходит через озарение Его благодатью. По благодати и сиянию, по единению с Богом ангелы превосходнее людей. Потому они и называются — вторые сияния, служители Высшего Сияния, вторые светы, отблески Первого Света, умные силы и служебные духи.