- «Когда душа придет в познание себя самой, тогда она и из себя самой износит теплоту некую и стыдение боголюбивое…».
- «Душа, не освободившись от мирских забот, ни Бога не возлюбит искренно, ни диаволом не возмерзит, как достойно».
- «Душе чистой свойственны слово независтное, рвение незлобивое и рачение о славе Господа непрестающее».
- «…Душа, когда приемлет воздействие от веяний Истиннаго и Святаго Духа, тогда вся бывает вне бесовского омрачения, а когда сильно обвевается духом прелести, тогда вся покрывается облаками греха. Итак, надлежит нам всегда свое стремление всеусильно обращать к очистительному и животворному веянию Духа Святаго, т. е. к тому Духу, Которого пророк Иезекииль во свете ведения видел грядущим с Севера (см.: Иез. 1,4), чтобы всегда чистою пребывала наипаче созерцательная часть души нашей, и мы сподоблялись нелестно входить в Божественные видения, в воздухе света зря то, что во свете. Это и есть свет истинного ведения».
Блаженный Диадох
- «Болезнь… душевная есть уклонение от правого помысла, когда душа препобеждена болезнетворными страстями».
- «В какой мере нечиста жизнь, в такой же и душа делается скотскою…».
- «Прежде нежели обнажены будут душевные струпы, уврачуем их, чтобы сими врачевствами и наказания обратить нам в свою пользу».
Преподобный Нил Синайский
«(Душа) вожделенна Богу паче, нежели тьмы миров с богатствами их».
Преподобный Зосима
«Огнь желания высших благ и святого богомыслия о словесах Духа да горит непрестанно на жертвеннике души твоей».Преподобный Иоанн Карпафский
«…Удаление души от мира и безмолвие ее естественно побуждают ее к познанию Божиих тварей, а от сего возносится она к Богу, в удивлении изумевает и пребывает с Богом».
Преподобный Исаак Сирин