- «Никто да не извиняется неведением. В нас вложен природный разум, который учит присваивать себе доброе, а удалять от себя вредное».
- «…Ревностное коснение во грехе производит в душах некоторый неисправимый навык. Ибо застаревшаяся душевная страсть или временем утвержденное помышление о грехе с трудом врачуются, или делаются и совершенно неисцелимыми, когда навыки, как всего чаще случается, переходят в природу. Посему должно желать, чтобы нам даже и не прикасаться ко злу».
- «Огонь, коснувшись удобосгораемого вещества, не может не обхватить всего этого вещества, особенно если подует сильный ветер, который переносит пламень с одного места на другое. Так и грех, прикоснувшись к одному человеку, не может не перейти ко всем приближающимся, когда раздувают его лукавые духи».
- «…Грех в лице именитом многих поползновенных привлекает подражать тому же. И поелику один от другого заимствуют повреждение, то о таковых людях говорится, что они губят души».
- «…Что грех наш обращается в славу тому, кто внушает его нам, уразумей это из подобия. Два военачальника вступают в сражение. Когда побеждает одно войско, предводитель его приобретает славу, а когда одерживает верх противное войско, вся честь принадлежит полководцу сего другого войска. Так в добрых делах твоих прославляется Господь, а в противных — противник. Не представляй, что враги далеко; и на военачальников смотри не издали, но обрати взор на себя самого, и найдешь совершенную верность подобия. Ибо когда ум борется со страстью, и своим усилием и внимательностью одерживает верх; тогда торжествует он победу над страстью и успехом своим как бы увенчивает Самого Бога, а когда, ослабев, поддается сластолюбию, тогда, сделавшись рабом и пленником грехов, доставляет врагу случай к похвальбе, превозношению и высокомерию».
- «…Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни Ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех».
- «…Невозможно, чтобы в душе царствовали грех и Бог; напротив того, должно над пороком брать верх, и покоряться Владыке всяческих».
- «…Согрешающий мыслию не остается вовсе не наказанным; но в какой мере не полно зло, в такой уменьшится его наказание».
- «Грехи неведения, будучи как бы некоторою скверною, обезображивая внешность души и повреждая естественную ее красоту, имеют нужду в очищении…»
- «Хотя природе человеческой невозможно не грешить… однако же возможно, согрешив по опрометчивости или по увлечению от злокозненного, тотчас измениться, покаяться и не собирать зла ко злу».
- «…Если обнажим грех исповедью, то сделаем его сухим тростником, достойным того, чтобы пояден был очистительным огнем».
- «…Не в самом устройстве нашем заключен был грех, но привзошел впоследствии».
- «Соделание греха отчуждает от Господа и сродняет с диаволом».
- «Не равнодушно смотреть должно на грешащих, но скорбеть и плакать о них».
«Отвращаться должно тех, которые пребывают в грехе своем, по употреблении всевозможного о них попечения». - «Не пренебрегай никакою погрешностью, хотя бы она была менее всякого зловредного животного, но поспеши исправить ее покаянием…»
- «Человек сотворен по образу и по подобию Божию; а грех, увлекая душу в страстные пожелания, исказил красоту образа».
Свт. Василий Великий о грехе
Читайте также на нашем сайте:
Комментарии