X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

5 основных жанров зарубежной прозы

Содержание:

Во времена Древней Греции художественная литература создавалась преимущественно в стихотворной форме, поскольку тогда художественность произведения определялась наличием у него ритма и благозвучности. Проза же считалась литературой не художественной, а публицистической и бытовой. Ситуация поменялась с приходом эпохи Средневековья, и уже к XIX веку проза выиграла безоговорочное первенство перед поэзией в зарубежной литературе. А какими жанрами зарубежная проза характеризуется лучше всего – читайте далее.

Роман

Наиболее популярный жанр зарубежной прозы – это, несомненно, роман. Он представляет собой самую крупную форму эпоса – одного из родов зарубежной литературы.

Жанр роман

Основная особенность романа заключается в том, что он представляет на суд читателя не короткий эпизод или отрывок, а полноценную, логически сформированную историю. Повествование в романе охватывает длительный период времени и может описывать всю жизнь персонажей или даже судьбу нескольких поколений.

Как правило, в классическом романе внимание уделяется бытовым переживаниям главных персонажей. Этим роман отличается от таких прозаических жанров, как, к примеру, аллегория или басня, в которых персонажи обычно наделяются какими-то абстрактными качествами.

Роман исторический

Классическая зарубежная проза богата всевозможными приключенческими, любовными, историческими романами и многими другими. «Джейн Эйр» английской писательницы Шарлотты Бронте, «Заклятие Фрау Зорге» немецкого писателя Германа Зудермана, «Граф Монте-Кристо» француза Александра Дюма, «Дон Кихот» испанца Мигеля де Сервантеса – список можно продолжать очень долго.

Эпопея

Эпопея отличается особой монументальностью и масштабностью событий. Ее главная особенность – это сложный и витиеватый сюжет, с огромным количеством персонажей. Раньше эпопеи чаще всего писались в стихах, в виде поэм, но потом охватили и прозу, трансформировавшись в жанр романа-эпопеи. Чаще всего это собрание нескольких произведений либо одно особенно крупное, разбитое на несколько томов. В отличие от обычного романа, роман-эпопея охватывает не просто большой временной период, но и тесно привязывается к каким-то определенным историческим событиям.

Эпопея книги

Зарубежная проза ХХ века славится семитомным циклом «В поисках утраченного времени» французского писателя Марселя Пруста, который примыкал к литературному направлению модернизм. Этот цикл считается одним из самых значимых произведений литературы прошлого столетия. Другие знаменитые зарубежные романы-эпопеи: «Очарованная душа» французского писателя Ромена Роллана, «Десять меченосцев» японского писателя Эйдзи Есикавы и, конечно же, фэнтези-эпопея «Властелин колец» англичанина Джона Рональда Руэла Толкина.

Рассказ

Одним из самых популярных прозаических жанров в литературе зарубежья является рассказ. От романа рассказ отличает небольшой объем написанного (для зарубежной прозы – не более 7,5 тысяч слов) и его содержание – обычно он посвящается какому-то одному событию в жизни человека, определенному эпизоду из его жизни, то есть повествование имеет четкие ограничения по времени в отличие от романа. Большого количества персонажей в рассказе тоже, как правило, нет.

Рассказы

Основной отличительной чертой рассказа является количество действий, развивающихся в сюжете: в противоположность более крупным жанрам, в рассказе должен быть заложен и решен к концу произведения не более чем один конфликт.

«Падение дома Ашеров» Эдгара Аллана По, «Алмаз величиной с отель «Риц» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, «Юг» Хорхе Луиса Борхеса, «Соловей и роза» Оскара Уайльда и другие – классика зарубежной прозы среди рассказов.

Новелла

В отличие от русской литературы, для которой новелла – достаточно редкий жанр, зарубежная проза четко разделяет понятия новеллы и рассказа; более того, в русской и европейской литературе эти термины означают совсем разные вещи, что довольно часто сбивает читателей с толку. То, что в русской литературе считается новеллой, зарубежная проза определяет как рассказ («short story»). Новелла же («novella») напоминает собой нечто близкое к русскому жанру повести, которую в зарубежной прозе называют «коротким романом» («short novel») или вообще не отличают от романа («novel»).

Новеллы

Зарубежная проза предполагает, что объем новеллы составляет 17,5-40 тысяч слов. По сравнению с рассказом новелла характеризуется более глубоким раскрытием психологической подоплеки действий персонажей, а также располагает большим количеством времени для развития сюжета. Она предполагает наличие нескольких сюжетных линий и развития большего количества конфликтов (но все еще меньшего, чем нужно для романа).

Самые известные примеры новелл в зарубежной прозе: «Старик и море» Эрнеста Хэмингуэя, «Посторонний» Альбера Камю, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона, «Превращение» Франца Кафки и другие.

Мемуары

Мемуары многие считают поджанром автобиографии. Но в то время как автобиография сосредотачивается больше на внутреннем, личностном развитии человека, мемуары стремятся запечатлеть внешнюю часть его жизни — воспоминания об определенных событиях, в которых автор участвовал сам или слышал от очевидцев. Автобиография полностью описывает жизненный путь, а мемуары всегда пишутся о каких-то моментах из прошлого.

Книга мемуары

Отличительная черта мемуаров — это субъективность. Происходит это потому, что главным персонажем мемуаров всегда должен быть их автор, который чаще всего стремится показать себя лучше и интереснее, чем он есть на самом деле, и в итоге пересказывает события только через призму своего собственного мировосприятия.

Жанр мемуары

Можно утверждать, что зарубежная проза пополнилась этим жанром еще в античные времена, например, по всем законам мемуаров написана работа Гая Юлия Цезаря под названием «Записки о Галльской войне», где он описал сражения с армиями галлов, происходившие в течение девяти лет. Во времена европейского Средневековья и Ренессанса мемуары продолжали писать полководцы, например, французы Жоффруа де Виллардуэн («Взятие Константинополя») и Блез де Монлюк («Комментарии»). А в XIX веке мемуары о двух годах своей жизни, проведенных в лесном домике, написал американский писатель Генри Дейвид Торо («Уолден, или Жизнь в лесу»).

Если же кроме зарубежной прозы вас интересуют и другие роды литературы и ее жанры, то обратите внимание на следующую видеолекцию:


Забирай себе, расскажи друзьям!
Комментарии