X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

А. Осипов о душе в загробном мире и мытарствах

 

Когда человек понимает, что душа и жизнь после смерти существуют, то начинает думать, что его ждет в загробном мире? Какие испытания? Как уберечь себя и родных от вечных мучений? В видеоответе А. Осипова о душе в загробном мире и мытарствах есть много полезного для понимания посмертной участи человека.

Человек грешит и воспитывает страсти

Здесь есть много аспектов. Одни из них могут быть наиболее полезны для нас, есть которые мене полезны для нас: проблемы вечных мук, то есть теоретические вещи. А есть очень полезный аспект. Это тот аспект, который выражается в нашей не столько богословской литературе, сколько в церковно-благочестивой, житиях. Это вопрос о мытарствах.


Этот вопрос я считаю очень полезным. Особенно полезен тем, что те образные описания, которые даются нам, они не вскрывают сути дела. А мне представляется, что суть такова. Вот мы живем, грешим, делаем добро, делаем зло. Воспитываем в себе страсти, иногда такие, что им начинаем служить, они руководят нами. Возникают в нас разные чувства, очень сильные, но заснули — уже не помним. Проходит время — мы уже забыли и о любви, и о ненависти, и о других вещах. Здесь у нас так. Тело наше, плоть — довольно мощный буфер, который сглаживает.

А. Осипов о душе как о центре страстей

Там наступает ситуация совсем другая. Почему другая? Дело в том, что все страсти, даже те, которые мы называем страстями телесными, на самом деле имеют своим корнем, средоточием и центром душу. Все страсти коренятся в душе — таково святоотеческое учение. Тело для некоторых страстей является только инструментом выражения, инструментом действия, инструментом страдания или наслаждения. Сама же страсть коренится в душе.

 

А. Осипов о вечной муке


И вот со смертью, когда тело отпадает, как последняя ступень у ракеты или спутника, вот здесь и происходит то, что все, что в нас есть, все добро и все зло, оно начинает действовать с полной силой. Никакого буфера нет. Ничего задерживающего.

 

Вот есть, например, зависть дикая. Как у Данте написано: «Так завистью кипела кровь моя, что если было хорошо другому, ты видел бы, как зеленею я». Там уже и зеленеть нечему — тела нет. Страсть бушует, никакого буфера нет и человек попадает в трагическую ситуацию, когда никто не может ему помочь. И он ничего не может сделать. Там уже отнимается свобода действий, поскольку тела нет. И страсти действуют.

А. Осипов о загробном мире, вечных муке и радости

А теперь понимаете, что такое мука вечная? Он [человек] впадает в сферу вечности, в отличие от сферы временности, в которой мы живем сейчас, и там начинается огнь неугасающий и червь неусыпающий. Нет ни сна, ничего, страсть.


Каждый из нас может составить картину действия страсти, мучающей человека: кто может — зависть, кто — злобу, кто — ненависть, кто — возмущение. Здесь это минутные вещи, там — постоянные. Вот что начинается по смерти.


Теперь мы можем понять, почему с такой силой Господь, апостолы, все настаивают: человек, пока ты жив, пока есть время, трудись над собой. Тот человек, который прилагал усилия и боролся с этим, положил начало процессу искоренения страстей, там уже легко с этим справится.


Тот, который не только не положил начало, а который культивировал эти страсти в себе, там он оказывается заложником этих пыток. При этом естественно, поскольку духи существуют, то с духом мы соединяемся духовным своим состоянием. Об этом великолепно пишет, например, Антоний Великий, что, делая зло, мы соединяемся с духами зла, и напротив, делая добро, мы вновь соединяемся с Богом.


Так что здесь еще происходит? Мало того, что эти страсти в нас действуют, еще эти прилипают и разжигают.


Так здесь еще происходит потрясающее усиление. Вот начинаются страдания посмертные. Или радость. В зависимости от общего направления моей жизни. Где были мои цели, каковы задачи, каковы стремления, какова моя жизнь? Вот оно начинается, что такое мытарства. С одной стороны, нам открывается сам Бог, с другой — дикая страсть. И вот здесь борьба: кто победит в человеке? Когда человек отдавался страсти, страсть здесь побеждает перед лицом самого Бога. Вот это называется сорвался с такой-то ступени мытарства. Вот, оказывается, перед лицом чего мы стоим, вот что такое загробная жизнь.

 

Осипов о загробном мире

Молитвы об усопших

С самого начала своего бытия Церковь возносит молитвы об умерших. Следовательно, эти молитвы имеют огромнейшее вспомоществующее значение для личности. Могут помочь. Как в походе: кто-то подвернул ногу, мы берем его груз и распределяем, помогаем, берем его под руки, ведем. Так и здесь все-таки остается эта возможность.


Но нужно иметь в виду следующее. Иногда мы так: ну, молитвами Церкви мы как-нибудь спасемся. На счет этого Исаак Сирин говорит замечательно: хотя геенна и ограниченна, но страшен вкус пребывания в ней, и никто не знает, какие страдания придется ему перенести там.


Какой-то только сумасшедший может согласиться: вот обещают мне царство и славу, но говорят — если ты пойдешь таким путем, тебе придется попасть в руки садистов, которые, даже не представимо, что с тобой могут сделать. А нет ли какого-то другого пути, чтобы обойти их? Христианство и предлагает этот правильный путь, чтобы обойти этот садизм страстей. Вот почему так важно знать путь спасения, правильный духовный путь, что такое прелесть, то есть заблуждение.

А. Осипов указывает на важность понимания состояния души в загробном мире, прижизненном покаянии и посмертном поминании.


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Есть ли жизнь после смерти?
Есть ли жизнь после смерти
Учение о мытарствах, или Приключения души в загробном мире
Мытарства, или Приключения души в загробном мире
Нужно ли бояться смерти — мнение Церкви
Нужно ли бояться смерти
Что такое смерть?
Что такое смерть в православии
Показать еще
Комментарии
Админ
2015-11-04 23:10:15
Кое что о православии на Megapoisk.com
0
Лайк
Ответить