Учение о Боге и Его свойствах
Во все времена на протяжении человеческой истории люди пытались найти для себя пути познания Бога. Причем не обязательно цель своих поисков люди всегда называли словом «Бог». Это мог быть высший разум, высшая сила, светлое будущее, совершенство, нирвана и так далее. Что общего у столь различных в разные времена и у разных народов путей богоискательства? Прежде всего то, что все они происходили от человека. Именно человек в своем разуме «генерировал» различные представления о Боге, которые он же, — человек, — соединял в более или менее стройные системы своих религий. И в этом — основная причина многообразия вер. В самом деле — сколько людей, столько и мнений.
А Бог «настоящий», объективный, не зависящий от человеческих представлений, истинный Бог так и оставался для человека непостижим. Непостижим именно на этих путях. Невозможно было разумом отобразить Того, Кто запределен, любой, самой смелой и самой могучей человеческой мысли.
А что же делать? Ведь все, абсолютно все люди не столько рассудком, сколько сердцем чувствуют, что Бог существует. Он и непостижимо далек, и бесконечно близок для каждой живущей, любящей, радующейся или страдающей, болеющей или сострадающей человеческой личности.
Кто же Он? Высший расчетливый разум, совершенная компьютерная программа или посторонний наблюдатель за всем происходящим в Его творении? Злой, наказывающий за любые проступки тиран или любящий небесный отец? Или когда как? Христианское вероучение говорит о том, что мы, люди, НИЧЕГО и НИКОГДА не сможем узнать о Боге!
Да-да! Ты удивлен, читатель? И это, скажешь ты, пишет православный священник?! А вы, батюшка, часом не атеист? Нет, конечно. Хотя, надо сказать, атеисты этот постулат усвоили себе очень хорошо. Правда, сделали из него достаточно легкомысленный и глупый вывод — Бога нет! А мы давай поразмышляем.
Если человеку путь к Богу закрыт (в силу разных причин), то как же быть? А быть вот как. МЫ НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ ЗНАТЬ О БОГЕ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ОН САМ НАМ, ЛЮДЯМ, НЕ ОТКРОЕТСЯ! И истинное представление — представление о «настоящем» Боге — может быть только в свете той информации, источником которой является не человек, а сам Бог. Эта информация в православной традиции называется «божественным откровением». От слова «открываться».
Мы не будем сейчас рассматривать в подробностях, КАКИМ ОБРАЗОМ Бог открывал себя людям, — это отдельная большая тема. Познакомимся с тем, ЧТО нам стало известно в результате этого откровения, то есть с православным христианским учением о Боге. Итак...
Учение о Боге
Бог — высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе.
Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим.
Когда Бог сотворил первых людей — Адама и Еву, то являлся им в раю и открывал им о Себе: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Единого Истинного Бога и как исполнять волю Его.
Это учение Божие сначала передавалось устно из рода в род, а потом, по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в священные книги.
Наконец, Сам Сын божий — Иисус Христос — явился на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге. Он открыл людям великую тайну, что Бог один, но троичен в лицах. Первое лицо – Бог Отец, второе лицо – Бог Сын, третье лицо – Бог Дух Святый.
Это не три бога, а один Бог в трех лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.
Все три лица имеют одинаковое божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог.
Различаются они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святый исходит от Бога Отца.
Иисус Христос через раскрытие тайны Пресвятой Троицы научил нас не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога, так как все три лица Пресвятой Троицы, — Отец, Сын и Святой Дух, — вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют собою одно существо. Бог есть всесовершеннейшая любовь.
Святый Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну Пресвятой Троицы, он говорил: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын божий, как от солнца — свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святый. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в ней лица, а Бог единый и нераздельный».
Свойства Божии
Бог открыл нам о Себе, что Он — бестелесный и невидимый Дух (Иоан. 4, 24)
Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.
Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.
Бог вечный (Псал. 89, 3; Ис. 40, 28).
Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог – вне времени.
Бог всегда есть
Поэтому Он называется вечным.
Бог неизменяемый (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6)
Ничего нет в мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется — растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим. Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки. Бог всегда одинаковый. Поэтому Он называется неизменяемым.
Бог всемогущий (Быт. 17, 1; Лук. 1, 37)
Человеку, если он захочет что-нибудь сделать, нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок на полотне человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину. Но никак не может устроить например землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет и многое другое.
Для Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир — и сотворил его, из ничего, одним Своим словом.
Бог все может сделать, что пожелает. Поэтому Он называется всемогущим.
Бог вездесущий (Псал. 138, 7-12)
Бог всегда, во всякое время находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него. Бог — везде. Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).
Бог всеведущий (1 Иоан. 3, 20; Евр. 4, 13)
Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем. Бог всегда все слышит, все видит и все знает. Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).
Бог всеблагий (Матф. 19, 17)
Бог любит нас всех, и в высшей степени любит — как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.
Вот, как об этом учит один епископ: «Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить... Нас окружает воздух, которым дышим, и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей — как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их».
Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях. Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым). И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.
Бог всеправедный (Псал. 7, 12; 10, 7)
Бог в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами. Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.
Бог вседовольный (Деян. 17, 25)
Один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все. Поэтому Он называется вседовольным.
Бог всеблаженный (1 Тим. 6, 15)
Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, — полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье. Поэтому Бог называется всеблаженным.
Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все видимое и невидимое.
Бога мы также называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому что Он Своею всемогущею волею все, сотворенное Им содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет.
Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.
Эти свойства Божии конечно же не отражают всей глубины Божественной природы и лишь указывают на нее, но не раскрывают ее вполне. Пытливый человеческий разум может потребовать дальнейших объяснений, более развернутого описания Божеской Сущности. И требует! В результате получаются всевозможные теологические модели, в основе которых лежат гипотезы все того же человеческого разума.
Но мы давайте постараемся не забывать, что все вышеописанное — это информация, которая направлена от Бога к человеку, а не от человека к другим людям. И если мы больше ничего не знаем о божественной сущности, так это только потому, что Бог не благоволил нам открыть о Себе больше. И так как Бог бесконечно благ, то, видимо, божественная педагогика преднамеренно скрыла от нас то, что знать нам не полезно. И вместе с тем то, что мы о Боге знаем, — вполне достаточно для нашего вечного спасения, которое и является, в сущности, единственной целью откровения.
Но это еще не все. Мы рассмотрели учение о Боге как таковом. Так сказать, в Самом Себе.
Православная Церковь содержит еще учение о Боге в Его отношении к сотворенному Им миру и, в частности, к человеку, а также о том великом божием деле, которое в христианстве называется спасением. Об этом — в статьях «Учение о человеке» и «Учение о спасении».
Иеромонах Антоний