Лекция 1. Краткий конспект. Аспекты творения человека
Антропологические и аскетические аспекты творения человека
Человек создается Богом во второй половине шестого дня творения. Творение человека не выделено в отдельный день, а творение животного мира разбито на два. До сих пор творение происходило следующим образом: в каждый творческий день ̶ огромный творческий период, Бог произносит свое энергетическое слово. Как будто в природе, созданной Богом, заложены определенные возможности так, что когда слово Божье воздействует на них, в них происходят какие-то процессы. В конце каждого дня Бог смотрит на результат и говорит: «Хорошо». Одобрение в таких случаях означает, может быть, в каком-то уже христианском, нравственном аспекте радость Божью от творения. Бог одобряет все эти созданные вещи как составные части будущего замысла.
Когда создается всё это, никакого объяснения нет. Когда говорится, что светила созданы для счета дня и ночи, для знамения времен, сразу задаемся вопросом: кто это время будет считать.
Во второй половине шестого дня Господь по-другому действует. Он как бы внутри себя собирается и как бы сам себе говорит: «Сотворим человека». Некоторые отцы Церкви вслед за древнеиудейскими толкователями воспринимали это как творение Бога и разговор Бога с ангелами.
В свете христианского знания, христианского взгляда на начало творения мира делаем вывод, что здесь предвечный совет Бога в самом себе, внутритроичный совет.
Только про человека сказано, не просто по слову Божьему, а «по образу Нашему и по подобию Нашему».
В смысловом плане рассказ о человеке в первой и второй главах отличается. В первой главе человек показан как закономерный результат, венец творения Божьего. Во второй главе больше говорится о человеке как о сотруднике Божьем, то есть он не просто созданное Богом для определенных целей существо, он тот, кому будет отдан мир. Это совсем иной аспект.
Бог не просто творит человека, не просто дает определенные заповеди, известные уже и в животном мире, но дает ему также заповеди власти и взаимосвязи с предыдущим творением.
Образ и подобие
Эти слова в еврейском языке не имеют какого-то значительного отличия. К сожалению, до сих пор многие христиане так и говорят, что человек создан по образу и подобию Божьему. Бог сказал сам в себе: «...сотворим человека по образу и подобию», но через предложение: «...и сотворил Бог человека по образу своему».
Бог задумал сотворить человека по образу и подобию, а сотворил только по образу. Это дало повод уже в христианском богословии различать эти понятия. Различать по праву уже христианского подхода к смыслу создания человека.
Под образом Бога в человеке понимаются те аспекты, которые можно описать как черты отображения Божественного в человеке, некий изначальный Божественный потенциал, изначальная Божественная данность.
Чтобы понять, что такое образ Божий в человеке, надо посмотреть, чем человек отличается от животного.
«Душа живая» по-еврейски ̶ это не определение, а характеристика живой биологической жизни, наличие витальной силы в организме. Человек тоже есть душа живая.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Книга Бытия, 2.7).
Человек не по слову Божьему начинает жить, а после того, как в этот прах, землю, набор химических элементов вдунут дух, дыхание жизни. Причем здесь в еврейском оригинале употреблено слово «руах», что в Писании означает дух Бога, дыхание от Бога, дыхание вечное. Это же слово, кстати, означало в древнееврейском писании ветер. Древние евреи считали, что дух Божий можно описать как ветер, который приносит с собой прохладу.
Итак, образ Божий — это то, что выделяет человека над животным миром, что называется духовностью человека. Речь здесь о том, что сознание не является отличительной чертой человека от животного, поскольку многие животные обладают сознанием и часто могут послужить Божьему промыслу.
У человека есть самосознание и самопознание. Познание себя, смысла жизни, истории человечества, своего места в истории, познание глобальных проблем — это особенность сознания человека, в отличие от сознания животного.
Аристотель говорил: «Человек – это социальное животное». Человек – это религиозное животное, в смысле живое Божье существо. На земле никогда не было первых безрелигиозных сообществ. Были периоды человеческого отпадения от Бога, но как только на земле появляется человек, сразу появляется признак его религиозности. Древнейший признак при всех раскопках ̶ символически оформленное погребение, где есть явные признаки веры в воскресение и в будущую жизнь.
Среди черт образа Божьего в человеке можно выделить: молитвенность, способность человека к покаянию и внутреннее ощущение бессмертия духа. Вот почему человек в периоды кризиса веры чувствует свою как бы двухмерность, как бы свое нахождение в двух мирах. Тело смертно, душа бессмертна.
Чем человек принципиально отличается от всего сущего на земле? Он обладает свободой воли. Нравственность человека есть производная от свободной воли. Способность человека к выбору между добром и злом определяется данным ему даром свободной воли.
Творчество – это также черта образа Божьего в человеке. Сегодня человек – падший творец, и поэтому мы критикуем часто творения человеческих рук и человеческого ума, но сама способность творить дана человеку от Бога, как и способность познавать.
Личностность человека как следствие личностности Бога
Эстетическая оценка мира. Человек оценивает мир исходя из критериев красоты, мы и о поступках нравственных говорим, красиво это или некрасиво с нравственной точки зрения. Само понятие красоты очень глубокое, не только чисто эстетическое, но и исходящее от взаимосвязи от откровения Божьего в человеке. Бог познается не только как умное, не только как доброе, но и как красивое.
Подобие
Человек по подобию не создан, значит, исходя из дальнейшей библейской логики, человек к этому подобию призван. И поэтому под подобием понимается уподобление Богу.
В Новом Завете Господь говорит в Нагорной проповеди: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен». Отец наш Небесный совершенен бесконечно. Подобная заповедь, подобный призыв — это призыв к бесконечному совершенствованию. Это не просто совершенствование, а вхождение в Божественную жизнь.
После Христа, умершего и воскресшего за нас, но еще до смерти соединившего в себе Божественную и человеческую природу, а после воскресения и создания Церкви приобщающего нас к своему богочеловечеству, справедливы формулы, которые употребляли святые Ириней Лионский и Афанасий Александрийский: «Бог стал человеком с большой буквы, чтобы человек с маленькой буквы стал богом с маленькой буквы». Так возникает в христианском богословии понятие об обожении.
Антиохийский и александрийский подходы к идее обожения: идея нравственного уподобления Богу, и антологическое обожение, то есть вовлечение человека реального в Божественную жизнь
Человеку дана заповедь плодиться и размножаться. Примерно до конца XIX века, в том числе в катехизисе святого митрополита Филарета и в догматике митрополита Макария (Булгакова), обычно про установление брака в раю писалось, что это союз, благословленный Богом, союз мужчины и женщины для продолжения рода. И ссылка была обычно сразу на две цитаты: 2.24 и 1.28.
Профессор Троицкий пришел к выводу, что фраза «плодитесь и размножайтесь» в первой главе в 28 стихе никакого отношения к браку не имеет.
В заповеди «плодитесь и размножайтесь» человек такое же животное, как и всё остальное. В следующей за нею заповеди человек — главное животное над всем. Если бы не было слов «по образу и подобию», «вдохнул духа», прав был бы Энгельс, что человек – это высшее Богом созданное, но животное.
Во второй главе человек — особое духовное животное, духовно-телесное существо, или божественно-земное, или бессмертно-смертное, бессмертно-праховое, небесно-земное. Две несоизмеримости живут в человеке — бестленное и тленное.
Заключительным аккордом рая дана заповедь брака: оставить человеку отца и мать, хотя еще нет никаких отца и матери, лишь Адам и жена его, и «прилепится к жене своей, и будут двое едина плоть».
Брак — это союз двоих разных людей, потому что Адам и жена его — разные существа перед лицом Бога, для единения в Нем и совместного спасения. Брак – это любовный треугольник, без Бога брак не брак. В браке должны присутствовать трое: Бог, мужчина и женщина.
В заповеди «плодитесь и размножайтесь», где о человеке еще сказано как о животном, в еврейском оригинале стоят слова «иш, иша» (самец, самка), не мужчина и женщина, а самец и самка.
То есть в первой главе человек – это хронологически последнее высшее существо, самое властное на земле, самое мудрое, самое сильное. Во второй главе — это уже Божественное существо.
Заповедь второй главы о браке, наложенная на заповедь «плодитесь и размножайтесь», с учетом того, что человек создан по образу Божьему и несет в себе призвание быть маленьким творцом, означает, что для человека «плодитесь и размножайтесь» не есть заповедь биологического воспроизводства, потому что он создает бессмертных людей. Значит, это — заповедь умножения или творения Божественных животных, заповедь творения новых человеческих личностей, сотрудничество с Богом.