«…Ни малой не сделает пользы, кто обращает речь к ушам омертвевшим».
Преподобный Нил Синайский
- «Слово духовное хранит душу не тщеславною; ибо, исполняя все части ее ощущением богатства света духовного, делает то, что душа никакой не имеет потребности в чести людской. Почему оно и ум соблюдает всегда немечтательным, изменяя (погружая) его весь в любовь Божию. Слово же мудрости мирской всегда позывает человека к славолюбию, потому что оно не имеет возможности дать чувству опытно ощутить благо от себя (которое насыщало бы сердце), и взамен того дарит своим питомцам любовь к похвалам людским, будучи и само изобретением людей тщеславных. Таковое свойство духовного слова Божия мы и сами непогрешительно познаем, если часы, в которые не имеем нужды говорить, будем проводить в теплой памяти Божией, при беспопечительном молчании».
- «…Если кто не смирит себя крайне самоуничижением, то не может достойно разглагольствовать о величии Божием».
Блаженный Диадох
«Как блаженный Давид, играя на гуслях, успокаивал давимого злым духом Саула (см.: 1 Цар. 16, 23), так всякое слово духовное, сладостное по проникающим его мысленным созерцаниям, успокоивает страждущий эпилепсией ум, освобождая его от давящей его злой совести.
Преподобный Максим Исповедник
- «…Слово строгое, не со смущением и страстью, а щадительно и с любовью сказанное, бывает спасительным врачевством».
- «…Для чего говорится поучение?., для того, чтоб вы вникли в говоримое, всею душою прияли силу слова и плод принесли благодатию Христовою…»
- «Доброе дело проповедать пред всеми милость Божию и возвещать братиям своим великое Его благоутробие и неизреченную благодать, какую имеет Он к нам».
Преподобный Феодор Студит
«…Тот, кто толкует о последних степенях совершенства новоначальным и, особенно, более ленивым из них, не только не принесет им пользы, но еще сделает, что они возвратятся вспять».
Преподобный Симеон Новый Богослов
«Которые трудами подвижническими соделали себя чистыми от всякой скверны плоти и духа, те стали приятелищами бессмертного естества через дарования Духа. До сего же достигшие полны суть света благого, от коего исполнены будучи в сердце тихим миром, отрыгают благие словеса, и премудрость Божия течет из уст их в ведении Божеских и человеческих вещей, и слово их чистое вещает о глубинах Духа».
Преподобный Никита Стифат