Православный взгляд на колдовство
Что такое волшебство (колдовство)? Это когда люди, оставив веру в силу Божию, верят тайным и, большею частью, злым духам, стараются действовать с их помощью. Таким образом, в грехе волшебства виновен и тот, кто верит в тайные силы тварей, и тот, кто сам действует с их помощью.
Обращаться к волшебникам — великий грех. В Ветхом Завете сказано: «Не ворожите и не гадайте… не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите… И если душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, то Я обращу лицо на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 19:26, 19:31, 20:6). В Номоканоне (своде церковных правил) говорится, что те, кто обращается к волшебникам (колдунам), чтобы узнать у них то, что они захотят им открыть, отлучаются от святого причастия на шесть лет (по 1-му правилу Трулльского собора и по 80-му правилу Василия Великого).
Колдун — это человек, сознательно творящий зло и пользующийся для этого силой бесовской. И вплоть до наших дней такое представление о колдунах и колдовстве никем не оспаривалось. Для уловления большего числа доверчивых «пациентов» колдун именуется «народным целителем», экстрасенсом, специалистом по «нетрадиционной медицине»; ведьма, которой в старину пугали детей, предстает в рекламном образе какой-нибудь «доброй подруги». Часто «целители» имеют весьма церковный вид, на фотографиях они держат в руках распятие, икону Божией Матери и т. д. Маскируясь, многие колдуны уверяют, что есть, мол, черная магия, а я — маг белый. На самом деле магия одна — дьявольская, и никаких цветов в этой области нет.
Страшное явление служения диаволу ставится в разряд обыденных. Работают школы, проводятся тренинги, печатается масса литературы. Появились «всемирные объединения магов» и им подобных. Создается некий ореол научности, для определения колдовства придумываются заумные термины: парапсихология, космоэнергетика, телепатия, экстрасенсорика, биоэнергосуггестология…
Как становятся служителями зла? Очень просто: людей подталкивают к использованию зла для достижения личного блага. Как рассуждает человек нецерковный? Он говорит себе: «Главное для меня — это мое здоровье. Не все ли равно, какими средствами я достигну своей цели, то есть верну здоровье? Колдунья обещает реальную помощь — пойду к колдунье!» Поэтому неудивительно, что сейчас в таком масштабе происходят всякие сглазы, порчи, привороты и, как следствие, депрессии, душевные расстройства. Очень широко используется понятие «сделали». То есть наколдовали с целью причинить вред. Говорят так: «Мне сделали. Поэтому я болею». Или: «Я знаю, мне сделали на смерть». И часто бывает, что те, которым, по их мнению «сделали», и сами не прочь «сделать» своим обидчикам. За помощью обращаются к колдуну, не понимая, что всякий «заговор», какая бы цель им ни преследовалась, всякое использование демонических сил и чародейских возможностей другого человека принесет смертельный вред их душе. Чувствуя себя плохо физически, переживая постоянные неудачи, неурядицы в семье, человек обращается к знахарке или колдуну.
Ворожея же, гадая на картах, деньгах или воде, указывает «причину» болезни, объявляя ее «виновника». Такая ворожба может быть правдой (диавол открывает колдунам только такие дела человеческие, через которые можно посеять в семействах вражду и нарушить мир), но чаще всего является бесовской клеветой. И вот, вместо того, чтобы задуматься о своих грехах (именно из-за них Господь посылает нам скорби и болезни), человек начинает ненавидеть своего ближнего (часто ни о чем не подозревающего). А диавол очень радуется, ведь его цель (посеять вражду, возбудить ненависть) достигнута!
Очень часто в результате этого люди — и те, и другие — на самом деле становятся «легко» или «тяжело» одержимыми бесовской силой, «порчеными».
Кто же часто подвергается диавольскому влиянию?
Часто — это люди крещеные, но нецерковные. Прежде всего это те, кто считает себя «верующими в душе». Некоторые из них на этом основании не видят необходимости в посещении церкви. В церковь ходят «раз в три года». Гораздо больше таких, которые полагают, что время от времени заходя в храм Божий, поставив свечу и немного помолившись у иконы о своих земных проблемах, они «ходят в церковь». Но фактически их жизнь оторвана от Церкви.
Далее — люди, уже в зрелом возрасте пришедшие к христианству. Уходя от атеизма, они прошли через увлечение восточной мистикой или оккультизмом. Их духовная полуграмотность бывает страшнее полной безграмотности людей, описанных выше. У этих людей вследствие оккультного прошлого открываются всевозможные «дарования», «озарения», «видения» Христа, Божией Матери, ангелов и т. д. С каждым новым видением возрастает чувство собственной значимости… Их контакты с духовным миром — это контакты не с Богом, а с демонами. Это духовная прелесть.
А еще — это некоторые постоянные прихожане наших храмов! Они часто посещают храм, все знают, умеют, соблюдают, но… не стремятся обрести в церкви Дух Христов, потому что боятся затронуть глубины своей души, т. е. исполняют все внешние правила, но не исполняют внутренних. В особых случаях для вразумления и исправления людей Бог попускает бесам вселяться и в верующих людей. Многие неверующие или нецерковные люди по сути сами призывают бесов к себе.
Итак, что же делать, если произошло самое страшное — бес вселился в человека? Важно, чтобы человек понял, что его «заболевание» требует от него самостоятельного волевого усилия — признать болезнь и начать лечение. Как для телесных болезней есть свои врачи-специалисты, так и для духовной болезни — духовные врачи, православные священнослужители.
В первую очередь нужно найти хорошего духовника. Духовное руководство с его стороны поможет найти верный путь ко спасению. Он как врач благословит меру поста и молитвы. Напомним, сам Господь исцеляет. Болящий же должен покаяться и изменить свою жизнь. Великую силу имеет соборная молитва за болящего, в особенности на Божественной литургии.
Каждое воскресенье надо быть в храме неопустительно. Домашняя молитва всей семьи тоже необходима. Дом необходимо освятить, и в нем не должно быть места пьянству, азартным играм, разврату. Иконы и кресты нужно поставить в красном углу. Святую воду необходимо употреблять ежедневно, желательно натощак с просфорой. Перед домашней молитвой желательно покадить ладаном в доме, периодически окропить дом святой водой (желательно – крещенской). Посещение святых мест с припаданием к мощам и иконам, купание в святых источниках очень полезно для души — это укрепляет веру и подает пример благочестия.
Не хождение с места на место, а молитвенное предстояние, не любопытство и осуждение, а смирение, не рассеянность, а собранность ума, не бегство от себя, а борьба со своими грехами должны быть целью христианина. Чтение святого Евангелия попаляет терния грехов, оно должно совершаться ежедневно.
Сильное оружие против диавола — это пост (соблюдаемый сознательно и добровольно), молитва, особенно Иисусова, причащение святых Христовых тайн. Большое значение имеет искоренение невежества: зачастую люди, считающие себя православными, не знают основных догматов православия. Сейчас выпускается масса недорогих изданий на вероучительные темы, и только леностью можно объяснить свое невежество в духовных вопросах.
Защита от чародейства и колдовства — только в Церкви. Другой защиты не существует.
Иерей Виктор Кобзов