X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Насколько Бог допускает дьявола к нашей душе?

Содержание:

Оказавшись в неблагоприятной ситуации, мы не должны поддаваться унынию. В таких случаях лучше обратиться к ветхозаветной Книге Иова. Особенно в тех случаях, когда кажется, что Бог нас не слышит.

Тяжкие искушения Иова

Ветхозаветный Иов жил на земле Уц (древняя Аравия). Считался знаменитее всех сынов Востока: имел 7000 голов мелкого скота, 3000 верблюдов, 500 пар волов, 500 ослиц и весьма много прислуги.

Первая часть жизни Иова проходила в богатстве, славе и пиршествах, после которых он возносил всесожжения (жертвоприношения) Богу за каждого из семи сыновей и троих дочерей.

Являясь любящим и заботливым отцом, этот человек был непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла. Сам Бог привел его в пример во время диалога (спора) с дьяволом, представшим перед Ним вместе с другими ангелами.

И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? (Иов, 1:9-11)

С этого момента жизнь праведника кардинально меняется: он лишается и своего имения, и скота, и даже детей. Выдержав столь тяжкие удары, страдалец благословил Господа и не произнес ничего неразумного о Боге.

Когда же Всевышний вторично обратил внимание на стойкость и твердость веры Иова, дьявол опять начал возражать и строить свои козни:

И отвечал сатана Господу, и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя? (Иов, 2:4-5)

После этого падший ангел поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя... Пребывая в страданиях и тяжкой болезни, он не получил поддержки ни со стороны своей жены, ни со стороны троих друзей (Елифаза, Вилдада и Софара).

Иов и друзьяОднако ни беды, ни болезни, посылаемые силами тьмы, так и не смогли сломить библейского праведника. Пережив искушения, он получил награду от Бога, стал вдвое богаче и прожил еще 140 лет.

Душа как поле битвы

Испытывая веру Иова, Господь повелел сатане: Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. Что это значит? Отвечает преподобный Ефрем Сирин:

Бог говорит это не так, чтобы предостеречь дьявола, дабы тот не похитил жизнь Иова. Он говорит: «сбереги». То есть будь осторожен, дабы не повредить природные свойства разума Иова. Так Бог устроил все, чтобы дьявол, убедившись очевидностью происходящего, признал: Иов, даже будучи стеснен столькими ударами, никогда не станет хулить Бога.

Отсюда можно сделать вывод о том, что падшие духи могут повредить нашим душам ровно настолько, насколько мы сами позволим им это сделать. Но как же в таком случае мог сатана предстать пред Господа, чтобы искушать Иова?

Согласно Библии, после разделения ангельского мира воинство Архистратига Михаила низвергло на землю сатану вместе с другими падшими духами (Откр. 12:7-9). Об этом свидельствует и Сам Господь: Я видел сатану, спадшего с неба как молнию (Лк. 10, 18).

Если князю мира сего закрыт доступ к небу, то как же он сумел (посмел) появиться перед Богом вместе со светлыми ангелами? Ответ находим у преподобного Антония Великого: 

Не нужно полагать, что дьявол взошел на небеса; туда, откуда он пал; что он с ангелами вошел к Богу и был не иначе как выше небесного свода. Но Божество, непостижимое, величайшее и необъятное, везде существует и все наполняет... Ибо все обнажено и открыто пред очами Его, и нет творения, которое осталось бы пред Ним невидимым...

По словам святителя Иоанна Златоуста, святые ангелы нужны нам для служения, а сатана — для искушения; они устраивают наши дела, он — извращает. Свое мнение по этому поводу высказывали и другие богословы.

Еще в IX веке епископ Ишодад Мервский написал: 

Никогда не было такой встречи, на которой сатана отважился бы заговорить — задавать вопросы и получать ответы, ничего подобного, но все это излагается в форме рассказа для назидания слушателей… Все это никогда не происходило в реальности, и здесь дьявол не обращался к Богу и не ставил вопросы; сатана никогда не имел возможности говорить с Богом и даже видеть Того, Кого не могут видеть творения огня и духа, но дьявол замышлял все это в сердце, а Бог, проникающий в сердце и испытывающий внутренности, знал злые умыслы дьявола.

С этой позиции становится понятно, что душа человека — это поле битвы между силами добра и зла. Милосердный Господь допускает искушения (точнее, испытания), чтобы укрепить нашу веру и посрамить сатану перед всем миром — и ангельским, и человеческим.

Предизображение страстей Христовых

Своими невинными страданиями ветхозаветный праведник символизировал новозаветные страсти Христовы. На это указывает богослужебная стихира: 

Многострадальнаго, вернии, восхвалим Иова, иже прежде закона праведника, и прежде пророков пророка, вне рода и завета Авраамова веру Авраамлю добре сохраньшаго, страданьми своими страсти Христовы предъизобразившаго, и ныне в вышних селениих со Христом царствующаго и молящагося о душах наших.

Смысл страдания заключается не в нищете и проказе. Переживая искушения, Иов просит, чтобы Бог объяснил: почему так происходит? В отличие от своих друзей (говорящих о Боге в третьем лице), он напрямую обращается к Нему в горячей мольбе.

С точки зрения трех друзей-собеседников, осуждающих Иова, Бог — это некий механизм, осуществляющий справедливость, невзирая ни на что: согрешил — получай возмездие, совершил добро — будешь благословен. Такое автоматическое благочестие подменяет настоящую любовь к Богу.

Из этой истории можно не только провести параллель искушениям Христа в пустыне (когда сатана предлагал земные блага за поклонение себе как Богу), но и извлечь весьма ценные уроки для своего личного спасения.

Апостол ИаковОказавшись в скорби, христианин должен вооружиться христианским щитом веры Иова: 

А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов. 19:25-27).

Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Духовное чтение, или Зачем читать Библию и творения святых отцов?
Духовное чтение или зачем читать Священное Писание
Как любить врагов? Урок совершенной любви
Как любить врагов — главный урок Христа
Какие христианские заповеди самые главные?
Главные заповеди христианства учат любви
Притча о мытаре и фарисее, или Урок покаянной молитвы и смирения
Мытарь и фарисей: чью молитву принял Бог?
Показать еще
Комментарии
Валентин
2016-08-08 11:04:17
Уважаемый Петр П!
1. Бог НЕ "наказал Иова". Бог испытывал Иова, показывая тем самым БЕСсилие сатаны. Точно также Бог испытывает и наши сердца.
2. Книга Иова - Книга Библии. А Библия ОТРИЦАЕТ фантазии типа: "воплощение может быть и в кошку и муравья даже, как Вишну воплощался перед Романой".
Библия говорит четко: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр.9:27).
3. Кто верит в реинкарнацию, тот - на стороне того самого сатаны, из-за которого пострадал Иов.
1
Лайк
Ответить
Петр П
2016-08-06 11:14:00
Сатана, он же дьявол он же ДУХ лжи. О каком бреде идет речь не понимаю.Дух это основа, а воплощение может быть и в кошку и муравья даже, как Вишну воплощался перед Романой.
0
Лайк
Ответить
Перт П
2016-08-06 11:08:43
За что же Бог все-таки наказал Иова? Ведь это как не крути,есть наказание, хотя и с хорошим исходом.
НЕ ЗНАЕТЕ?
А я знаю, но напишу потом. Кто хочет высказывайтеся......
0
Лайк
Ответить
Пилигримсу
2015-12-16 15:21:53
Что за бред, несете - сатана и дьявол - это по вашему, духи разные??? Читайте Библию и не ПОЗОРЬТЕСЬ!
Откр. 12:7-9: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], 8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. 9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...
0
Лайк
Ответить
Виатор
2015-12-16 14:25:10
Удивительное дело: на протяжении всей книги друзья, руководимые страхом Божиим, только и делали, что отстаивали правду Божию, а Иов говорил о Боге неслыханное, но именно он оказался возлюблен Творцом! Иов выстрадал свое знание близости Живого Бога. В конце книги Бог вновь награждает Иова здоровьем и долголетием, детьми и богатством. Но Иов перерастает ветхозаветное понимание блаженства. В глазах св. отцов он становится прообразом другого, безгрешного Страдальца. Распятие Господа Иисуса, поправшего Своею смертью нашу смерть, станет в веках красноречивым ответом на общечеловеческий вопль к Богу о причине страданий
0
Лайк
Ответить
Валдис Пилигримс
2015-12-16 01:23:39
«Сам Бог привел его в пример во время диалога (спора) с дьяволом, представшим перед Ним вместе с другими ангелами» (по тексту). Мой Автор, глубоко не задумываясь, Вы создаёте в своей статье ПАРАДОКС: падший Хейлель-Денница снова на небе (!), да ещё спорит с Самим (!). "Сатана" книги Иова вовсе НЕ АДЕКВАТЕН ДИАВОЛУ В ХРИСТИАНСКОМ МИРОВОЗРЕНИИ. Он удивительным образом сочетает в себе черты духа сомнения - человеческого духа, и апокалиптического ангела-губителя, олицетворяющего стихийные бедствия, его образ близок к «демону» Лермонтова и Воланду Булгакова (близок, но не тождественен!). Сатана явно подчинён Богу, и является одним из его слуг (бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — ангелов) (Иов. 1:6) и не может действовать без его позволения. Это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве. Описание происходящего на небесах в гл.1-2 является не откровением о действительно бывших словах и событиях, а иносказательно выраженным молитвенным размышлением автора о судьбе праведника на земле.
0
Лайк
Ответить
Наталия
2015-12-14 12:22:37
Статья побуждает к изучению Библии, учит не падать духом в трудностях, не поддаваться различного рода искушениям, жить по Божьим заповедям. Спасибо, Валентин, за толкование сложных мест Писания. Иногда нужно взглянуть на вещи проще, чтобы понять их суть и глубину. Ах, если бы все это помнить и применять в тот самый нужный момент...
0
Лайк
Ответить
Elena
2015-12-13 16:59:24
Дьявол настолько приближается к нашей душе, насколько мы сами позволяем ему это сделать. Но мне бы не хотелось оказаться на месте Иова.
0
Лайк
Ответить
Дмитрий Николаев
2015-12-12 20:35:42
Спасибо! Очень поучительно и вдохновляюще написано!
0
Лайк
Ответить
Сергей Л.
2015-12-11 17:37:14
Вера нам даёт силы, неверие- отбирает. Не знаю кто это сказал, но всегда это было для меня самым истинным определением: Бог даёт столько испытаний человеку, сколько он способен выдержать. А вот их (испытаний) причина у каждого своя. Это и есть ключем правильного их понимания и преодоления.
0
Лайк
Ответить
Александр
2015-12-11 17:31:34
Книга Иова поднимает много вопросов.
Один из них, вопрос о страдании, более того страдании ветхозаветного праведника. Думаю, что книга отразила духовные терзания не только того времени. Они актуальны и сейчас. Понятны Бог сокрушающий врагов, понятна награда за праведность в этой жизни.Но как понять все что постигло Иова, а потом Христа? Для меня всегда был важен момент, когда Иов, говорит, что полагает руку на уста ибо он раньше слышал о Боге, а теперь видел Его.
Значит перед ним открылась картина мира, что Бог не виноват в существовании зла. И чем чище сердце тем больше оно будет страдать от зла. И конечно много вопросов на которые у меня нет ответов.
0
Лайк
Ответить
Владимир П.
2015-12-11 16:05:37
В теперешние дни особенно звучит, как-то, эта библейская история.
0
Лайк
Ответить
Перехожий
2015-12-11 15:46:47
Тема статті настільки ж актуальна, наскільки й безперспективна. Все в руках Божих, і лише Господь знає напевно наскільки сильними можуть бути наші життєві випробування.
0
Лайк
Ответить
Автор
2015-12-11 15:25:50
НЕвозможное человеку - возможное Богу: Он сделал Иова богатым и счастливым, а значит и здоровым. Так написано в 42-й главе Книги Иова.
0
Лайк
Ответить
Сергий
2015-12-11 15:21:04
Валентин Ковальский - очень вряд ли Иов прожил долгую/счастливую жизнь после того как заболел проказой... Лепра (она же проказа) - болезнь НЕИЗЛЕЧИМАЯ даже в наши дни, не то что ТОГДА...
0
Лайк
Ответить