Ангел серафим у престола Божьего
Ангел серафим считается высшим чином приближенных к Богу ангелов. Первое упоминание о серафимах мы можем увидеть в Книге пророка Исаии, где они выступали в роли необыкновенных существ. У них было по шесть крыльев: двумя они прикрывали лицо, двумя — ноги и двумя летали. Они прославляли Бога и пели: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф!».
Серафимы также описаны с горящим углем, предназначенным для того, чтобы с его помощью очищать грешников от скверны греховной. Также они упоминаются в откровении Иоанна Богослова, в Апокалипсисе. Там они представлены в виде стоящих вокруг престола чудесных животных, у которых также было по шесть крыльев.
Дионисий Ареопагит считает, что ангел серафим имеет пламенную природу любви к Богу. Также Дионисий говорит о том, что серафимы постоянно парят и движутся вокруг престола Божьего. От этого бесконечного полета и жара все вокруг озаряется.
Образ их связывают с огнем, который способен с высоты касаться нас, людей, которые находятся намного ниже, и опалять, и очищать своей благодатью, данной от Бога.
Антоний Великий толковал виденье серафимов пророком Иезекиилем так – они были для него подобны образам чистейших душ. Только у этих душ есть по четыре лица, каждое из которых имеет свое объяснение.
Ангел серафим, имеющий человеческое лицо, уподобляется соблюдающему на земле заповеди Господа.
Лицо тельца показывает, что человек настолько работает над своей духовной жизнью, что смог принять монашество и продолжать совершенствование души, посвящать себя непростым трудам монастырским.
Лицо льва ассоциируется с такими людьми, которые смогли постичь совершенство в общении, но предпочли уединенный, монашеский образ жизни, вступая в борьбу с невидимыми демонами.
Лику орла уподобляются те, кто смог одолеть невидимых демонов и сподобился такой благодати, что имеет возможность видеть Бога и Его могущество.
В русской литературе ангел серафим встречался у таких поэтов как А. С. Пушкин («Пророк»), Н. Гумилев (стихотворение «О тебе»).
Много дарований имеют от Бога ангелы. Они способны влиять на физическую природу человека и мир вещей.
Но ничего не делают серафимы по своему желанию – они всегда исполняют Божью волю. Ангелы преданны своему Творцу и славят Его имя непрестанно. Как это происходит и на что это похоже — не понятно земному человеку.
Если обозначить ангелов Господних иерархично, то можно получить такую последовательность: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы, ангелы.