X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Как появилась мода на чтение акафистов?

Содержание:

Мода на чтение акафистов появилась отнюдь не сегодня, но как раз в наши дни она достигла, возможно, максимального своего расцвета. С чем это связано? Какие вкусы навязывают подобные гимны людям в Церкви? К чему может привести утилитарное отношение к этому виду церковного творчества? Поговорим об этом в статье.

Священник держит акафист

Что такое акафист?

Акафисты можно было бы назвать словесной иконой того или иного святого, праздника или события церковной жизни, которому они посвящены. В переводе с греческого это слово означает «гимн, во время которого не принято сидеть». Поэтому в церковнославянском обозначении он получил еще название «неседален» или «неседальная песнь».

Акафист состоит из 24 строф (икосов и кондаков), которые чередуются между собой. Кондак — это короткая хвалебная песнь, она рассказывает об истории праздника или житии святого. Икос раскрывает содержание кондака более подробно. Кроме того, он содержит определенные хвалы («хайретизмы»), начинающиеся со слова «радуйся» (отсюда и название: греческое «хайре» означает «радуйся»).

Как разновидность церковного гимна акафист развился из древних кондаков. Они значительно отличались от наших современных как глубиной смысла, так и длиной. Уже само название «кондак», которое еще обозначало исписанный с двух сторон список, свидетельствует об их продолжительности.

Священники с иконой Богородицы

«Радуйся, Невеста Неневестная», или С чего все началось

Первый и единственный канонический акафист был написан до VII века на греческом языке и был посвящен Пресвятой Богородице. В 626 г. патриархом Сергием в честь чудесной защиты Константинополя от захвата иноземцами в хвалебной песни Богоматери была заменена первая строфа (кукулий) на известное нам «Взбранной Воеводе». Сегодня этот церковный гимн у нас читается по уставу в Великий пост на праздник Похвалы Богородицы. Его легко узнать по припеву «Радуйся, Невеста Неневестная».

Касательно автора первого гимна до сих пор спорят историки. Наиболее вероятные «кандидаты» на авторство — преподобный Роман Сладкопевец и тот же патриарх Сергий Константинопольский. Нужно сказать, что именно эта хвалебная песнь является вершиной всей церковной гимнографии. Очень долгое время под словом акафист подразумевался только этот текст, позже он получил наименование Великого.

Интересно, что в Греции до сих пор только это поэтическое творение носит такое название, все остальные аналогичные хвалебные песни называются там «подобнами». И действительно, все остальные акафисты, которые знает Церковь, взяли за образец именно Великий, и являются, по мнению большинства ученых, только примитивной попыткой его повторения. Если сравнивать с художественной литературой, то они являются жанром беллетристики среди остального церковного высокого творчества.

Греческий священник с акафистом

Акафистный «бум»

Особой популярностью чтение акафистов у нас пользуется последние полтора столетия, причем не утихает она и по сей день. Более того, повышенный интерес к подобного рода церковной гимнографии сегодня можно назвать настоящим акафистным «бумом».

Бесспорно, они же являются и лидерами продаж среди всей массы издаваемой православной литературы. В чем же причины такой востребованности? Назовем только основные из них:

  1. Простота формы и содержания. Мы говорили о том, что все акафисты были написаны по одному шаблону — образцу. Поэтому они имеют простую, легко воспринимаемую структуру, и редко отличаются глубиной и разнообразием содержания.
  2. Малый объем. Этот вид хвалебных песнопений, кроме того, отличается относительно малым объемом по сравнению с древними кондаками и другими службами. И поскольку эти церковные гимны относятся к разновидности поэтического творчества, то читать их по этой причине и вовсе не составляет никакого труда.
  3. Техническая доступность. Малым объемом акафистов как раз и объясняется возможность их большого тиражирования. Соответственно, приобрести их тоже не является большой проблемой. Людям всегда проще и интереснее молиться, имея текст у себя под рукой. Это тоже является одной из причин популярности.
  4. Народное пение. Во многих храмах (хотя и не во всех) практикуется соборное пение некоторых частей акафиста, то есть исполнение всеми собравшимися в храме. Чаще всего совместно поется повторяющийся припев, но иногда и все хайретизмы. Безусловно, такое живое участие в церковном молитвословии народу очень нравится.
  5. Разнообразие. Количество акафистов на все возможные случаи жизни уже давно вышло за рамки разумного. Это объясняется, в первую очередь, утилитарным отношением к ним, но, с другой стороны, и не дает возможности от них устать по причине привыкания.

Акафист среди других книг

Церковная «аптека» или языческое мифотворчество?

Об утилитарном, то есть потребительском отношении к акафистам стоит поговорить отдельно. Его и следовало бы назвать, пожалуй, самой главной причиной их популярности в нашем насквозь потребительском обществе. Огромное количество самых разнообразных церковных гимнов объясняется тоже ничем иным, как потребительским к ним отношением.

В чем же оно проявляется? За каждым акафистом, как и за многими святыми и иконами в народном сознании почему-то закрепился строго определенный вид помощи в тех или иных житейских нуждах. Так, например, Иоанн Воин непременно должен помочь найти какую-то затерявшуюся вещь, а святой Антипа исцелить от зубной боли.

Иногда такая взаимосвязь бывает прозрачна и вполне уловима. Святые Пантелеимон, Косма и Дамиан, Лука Крымский были врачами при жизни, поэтому вполне логично, что они могут помочь своими молитвами больным людям теперь, когда находятся прямо перед престолом Божьим.

Порой же привязка святого к определенной болезни или функции бывает просто абсурдна. Например, почему считается, что Иоанну Крестителю нужно молиться при головной боли, если он был умерщвлен через усекновение головы?

Таких примеров можно привести множество. Но суть их сводится к одному — нельзя приписывать святому какую-то одну конкретную область действия. Это принижает, во-первых, сам смысл святости, а во-вторых, создает целый пантеон языческих богов, каждый из которых за что-то в мире отвечает. Само же чтение акафистов, таким образом, тоже унижается, поскольку им приписывается какая-то магическая роль.

Мы должны помнить, что не определенный набор слов или призывание на помощь какого-то конкретного святого способны изменить Божий гнев на милость. Это способно сделать только наше искреннее воздыхание к Богу вместе с покаянием, желанием впредь не грешить. Все остальное — вещи вспомогательные, их может и не быть.

Девушка со свечой и акафистом

Когда принято читать акафисты?

В уставе Православной Церкви ничего не говорится о богослужебном употреблении акафистов. Исключением является только один церковный гимн, тот самый «Радуйся, Невеста Неневестная». Его предписывается читать на утрене субботы пятой недели Великого поста, названной еще по этой причине Субботой акафиста, или Похвалой Богородицы.

Из этого можно сделать вывод, что чтение этого вида церковных молитвословий является только благочестивой традицией, народной практикой. Поэтому читать акафисты дома можно в любое время и в любом количестве, причем брать на это благословение не обязательно.

Что касается употребления в церкви, то часто акафисты включают в состав молебнов, особенно заказных. Это не противоречит никаким церковным нормам и является вполне допустимым. Кроме того, в некоторых храмах существует традиция включать чтение акафиста в состав утрени вместо кафизм Псалтири. Об этом весьма негативно отзывается большинство богословов и литургистов, с чем мы не можем не согласиться. Вот что писал, например, архимандрит Киприан (Керн):

Но уже замена акафистом кафизм Псалтири, как это — увы! — часто делается, является просто насилием над уставом, литургической безграмотностью и эстетическим безвкусием

Также в церковном сознании крепко утвердилось мнение, что Великий пост — неподходящее время для подобных хвалебных песнопений. Но нигде такого категорического запрета нет, он никем не прописан. Напротив, единственный раз, когда устав предписывает петь акафист, как раз приходится на время Великого поста.

Причем в греческой традиции он читается по одной части во все первые субботы поста, а затем, как и у нас, звучит полностью. Запрет на чтение акафистов в Святую Четыредесятницу может вытекать только из логики самого поста. В этот период, конечно, уместнее читать Псалтирь, которая насквозь пронизана покаянным чувством. Но если вместо акафистов человек вообще не будет молиться, то пусть лучше довольствуется хотя бы этим малым духовным утешением.

О проблемах современного акафистного творчества рассказывает преподаватель МДАиС Ф. Б. Людоговский:


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Личная молитва — каждый может говорить с Богом
Личная молитва: что надо знать о беседе с Богом
Начинаем учебный год с молитвы за учащихся
Молитва за учащихся и учебный год без кошмара
Что изображено на иконе «Всевидящее око»
Икона всевидящее око значение
Как молиться, когда нет времени?
Нет времени молиться — как быть
Показать еще
Комментарии
Марина
2016-05-29 22:24:10
Потому и служат такие молебны, что люди заказывают. Безусловно, было много случаев, когда исцеления от определенных видов болезней получали по вере, молясь перед конкретными образами. Но нет сомнения, что если, например, чтобы кто-то исцелился от пьянства, вы будете просить Богородицу перед иконой "Всецарица" или какой-то другой, он тоже может исцелится по вашей вере. Или если перед "Неупиваемой Чашей" вы будете просить об исцелении ракового больного... Здоровье ведь подает Богородица, а не какая-то конкретная икона.
0
Лайк
Ответить
sts
2016-05-28 20:23:47
Но в храмах ведь читают заказной молебен с акафистом "Неупиваемая чаша" от пьянства, "Всецарица" от рака и другие.
0
Лайк
Ответить
Марина
2016-05-24 06:13:14
Вовсе нет, читайте себе на здоровье. Но нужно понимать, что существует определенная иерархия жанров. И свести свою молитвенную жизнь лишь к чтению акафистов "по поводу", было бы странно. Мы говорили, что первый акафист Богородице является вершиной всего церковного творчества, и его - это мнение ученых - пока еще никто не превзошел. Существуют и другие очень хорошие акафисты, написанные тоже раньше, как например, "Иисусу Сладчайшему", Николаю Чудотворцу и другие. Есть много именно хороших акафистов. Но сегодня их составляется слишком много, и не все они имеют высокое художестенное качество, являются однотипными. Вот об этом речь. И все это происходит именно потому, что есть большой спрос на акафисты, можно сказать, на поводу у публики.
0
Лайк
Ответить
sts
2016-05-24 06:00:19
Получается, что читать акафисты - это плохо?
0
Лайк
Ответить