Личная молитва — каждый может говорить с Богом
Содержание:
Как говорить с Господом? На каком языке? Вслух либо в уме? В комнате или храме? И откликнется ли Бог? Поймем ли мы Его послание? Вопросов можно задавать много, но лучше всего ответить для себя на главный: «А что такое личная молитва?». О важных чертах такой молитвы мы и поговорим в предлагаемой статье.
Соборная, семейная, личная…
Когда человек приходит в храм на службу, он участвует в соборной молитве — вместе со всеми присутствующими возносит Богу свои благодарения и просьбы.
В верующих семьях принято также молиться вместе — дети, родители, дедушки и бабушки.
Сам Христос сказал:
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Но есть еще один вид молитвы — самый тайный и самый сокровенный — личная молитва. Это именно ваша беседа с Богом, ваши невидимые нити связи с Творцом. Конечно, эта беседа уникальна, как и каждая личность. Но все же она имеет некоторые общие и важные черты. О них и пойдет речь дальше.
Личная молитва: от молитвенного правила до обращения своими словами
В молитвословах мы находим примеры молитвенного опыта разных святых. Они составили утреннее и вечернее правила, каноны, акафисты. С ветхозаветных времен до нас дошли псалмы. Мы пользуемся этим духовным богатством, выбирая то, что нам больше всего импонирует.
У православных мирян молитвенное правило обычно состоит из утренних и вечерних молитвословий, чтения Евангелия и Псалтири. Кто-то по желанию и благословению духовника добавляет акафисты или каноны.
У монахов правило намного объемнее. По благословению настоятеля в некоторых обителях иноки кладут по несколько сотен поклонов и творят сотни Иисусовых молитв.
Но молитвенное правило — это еще не обязательно настоящая беседа с Богом. Это лишь часть личной молитвы. Обращаясь к опыту праведников, зафиксированному в молитвословиях, мы разогреваем свое сердце. Но в определенное время нам хочется обратиться к Богу по-своему. Тогда нужные слова мы найдем уже не в молитвослове, а в своем сердце. Это кульминация нашего общения с Богом.
Личная молитва — это не всегда радость, но всегда труд
Некоторые люди считают, что когда они молятся, то обязательно должны достигать состояния постоянной радости или даже сладости. Это глубокое заблуждение. В молитве надо искать общения с Богом, а не сладостных переживаний. Ищущие чувственных переживаний могут легко впасть в бесовскую прелесть, попасть в сектантскую среду. Тогда тотальное беснование для них будет казаться сошествием «святого духа».
Настоящие молитвенники считали себя недостойными духовных даров. Если же с ними происходили какие-то сверхъестественные явления, они это тщательно скрывали. Например, Сергий Радонежский, которому во время личной молитвы явилась Пресвятая Богородица, просил своего келейника никому не говорить об этом до смерти святого.
Но современным людям, тем более в миру, не под силу подвиг величайших праведников. И соответственно, чужды многие духовные дары.
Нам легче два часа поболтать по телефону, чем 15 минут уделить вечернему правилу. Молиться — это величайший труд и духовная борьба.
Если не верите, то пообещайте себе каждый вечер 30 минут уделять чтению Священного Писания или покаянного канона. У вас найдется много планов на это время, у вас закружится голова, заболят ноги или еще что-то случится. Христиане называют этот аврал одним словом: искушения.
Как любят сравнивать священники, христиане — это воины на духовном посту. Когда нападают враги (приходят искушения), разве можно оставлять свой пост? Или стоит сражаться дальше, иногда даже пересиливая себя?
Во время чтения правила постоянно отвлекаешься? Но все равно не прячь молитвослов, а попробуй еще раз сконцентрироваться, отогнать бесовские мысли.
Личная молитва, или Когда мы нуждаемся в Боге
Если мы от всего сердца обращаемся ко Господу, это значит, что мы, как минимум, верим в Него. Более того, понимаем, что Он — Бог милости и любви. Без Него мы бы не имели ничего. Жить с Богом — главная потребность христианина.
Но понимание этого приходит не сразу. Многие люди становятся на путь веры после того как переживут глубокие потрясения. В потерях, болезнях, переживаниях, когда все земные надежды рушатся, мы чувствуем особую потребность в Боге. Тогда понимаешь: исцелить может только Он. В сердце, принявшем такую мысль, рождается проникновенная личная молитва.
«Милостив буди мне грешному…»
Одной из самых важных в Евангелии является притча о мытаре и фарисее.
Два человека пришли в храм помолиться. Фарисей обратился к Богу такими словами:
Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
А второй, мытарь, осознавая свою грешность и никчемность, в раскаянии бил себя в грудь и молил:
Боже! будь милостив ко мне грешнику!
И чье же обращение принял Господь? Такого распрекрасного фарисея, преисполненного гордости и показного благочестия? Нет, только смиренного фарисея, надеющегося на Божье милосердие.
Поэтому залог личной молитвы — это осознание своей греховности и надежда на Божью милость.
И Господь принимает грешников, отпетых разбойников. Он — Врач, способный лечить больных. Но не всех, а только тех, кто осознал свою духовную болезнь и просит исцеления.
Личная молитва — это тайна, открытая только вам и Богу
Сам Христос дал нам эту заповедь: когда молимся, уйти от людей и в уединении обратиться к Творцу.
Если молитва — это беседа с Богом, то в ней не должно быть посторонних ушей и глаз. Это фарисеи-лицемеры специально молились в многолюдных местах, чтобы все видели и удивлялись их благочестию.
Если мы молимся ради показухи, то подпитываем внутреннюю гордость. А кто же отец гордости и лжи? Дьявол. Тогда кому мы служим показухой?
О критериях правильной молитвы и ее плодах рассказывает профессор Алексей Осипов: