Конфликт поколений: когда родители неверующие
Содержание:
Для современного общества довольно частое явление: дети пришли к Богу, а их родители — еще нет. На этой почве возникает конфликт поколений, преодолеть который бывает порой весьма сложно и не всегда получается успешно. Как научиться жить со своими родными в мире? Как привести их к вере? Этих проблем мы коснемся в статье.
Пятая заповедь
О правильном отношении к своим родителям говорит нам пятая заповедь декалога (закона Моисеева). Там же сказано о том, почему к ним следует относиться именно так:
Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Втор. 5:16)
Конечно, здесь ничего не говорится о неверующих родителях. Зато в «Притчах Соломоновых» сказано о том наказании, которое постигнет всех, кто будет неуважительно относиться к своим самим близким кровным родственникам: глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные
(Притч. 30:17). А Евангелии от Матфея мы встречаем такие слова: злословящий отца или мать смертью да умрет
(Мф. 15:4).
Родительское благословение
О том, как важно сохранять добрые отношения с родителями, говорили многие святые. Им был открыт духовный смысл всего, происходящего с человеком в жизни. Особенно много о том, какой глубокий вред наносит всему человечеству непокорность своим отцам, рассказывали старцы, близкие к нам по времени. Например, схиархимандрит Зосима (Сокур) неоднократно говорил, что современные люди чаще всего потому и несчастливы, что не имели мира с родителями, были непокорны им.
О конфликте поколений также часто упоминал архимандрит Фаддей Витовницкий. Он говорил о том, как важно иметь родительское благословение. Старец сам не раз скорбел о том, что в детстве имел мысленную брань на своего отца, этим он объяснял множество своих ошибок и несчастий. Но если таково значение одной мысленной брани, то что же говорить о нас, когда часто конфликт переходит в действие, дети подымают руку на своих родителей, даже бывают ими прокляты?
Не лишним, нам кажется, будет вспомнить английскую пословицу: Charity begins at home
. На русском она звучит так: Милосердие начинается дома
. Конечно, еще русский классик Федор Достоевский очень верно заметил о том, что ближних своих как раз гораздо сложнее любить, чем дальних. Но если мы не будем все же пытаться этого делать, то вся наша вера окажется простым лицемерием.
И прежде чем говорить о неверующих родителях, стоит все же еще раз привести на память слова апостола Павла: если же кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного
(1 Тим. 5:8)
Иисус был в послушании у родителей
Пример послушания Своей Матери Деве Марии и названному отцу Иосифу Обручнику показал нам Спаситель. Из Евангелия от Луки (Лк. 2:40-52) мы знаем, что только в двенадцатилетнем возрасте Иисус лишь однажды заставил их сильно скорбеть, без предупреждения оставшись в храме после путешествия в Иерусалим. Там Он слушал и Сам учил учителей.
Когда взволнованные Иосиф с Марией нашли Своего Божественного Сына в храме, Он, напомнив им о Своем Небесном Отце и цели, с Которой был послан на землю, больше их не огорчал и пребывал в полном послушании им до положенного срока. То есть Сам Христос до тридцати лет беспрекословно повиновался Своим земным родителям. Как мы знаем, Иисус помогал Своему названному отцу Иосифу — был плотником. До тех пор, пока не был призван на общественное служение.
Когда дети становятся самостоятельными?
Считается, что нести ответственность за свои поступки дети начинают в возрасте семи лет. Приблизительно в это время они приступают и к первой исповеди. Однако становятся ли они после этого независимыми от родителей? Очевидно, что нет. Нельзя сказать, что такая независимость приходит и с наступлением совершеннолетия. Как раз в этом возрасте конфликт поколений обычно достигает своего «апогея».
И здесь важно понимать, что пока человек сам не сможет материально обеспечивать свою жизнь, его внешняя свобода всегда так или иначе будет претерпевать какие-то трудности, будет унижена. Но это касается материальной зависимости, а что же касается нравственной ответственности?
Конечно, с возрастом мы можем и, скорее всего, будем несколько удаляться от своих родителей, но это не означает, что «зона ответственности» на этом прекращается. Если, как писал уже упомянутый Достоевский, вообще «все за всех виноваты», то тем более это касается тех, кто ближе всего нам по кровному родству.
Можно считать, что связь с матерью и отцом несколько ослабевает после того, как их ребенок женится или выходит замуж, сам образует новую семью. О чем сказано: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей
(Мф. 19:5). В этом случае самым близким родственником становится человеку муж или жена. Но это не означает, что о родителях можно теперь совсем забыть. Просто их прямое влияние на нашу жизнь отныне ослабевает. По крайней мере, так должно быть.
Как завоевать авторитет?
Понятно, что завоевать авторитет родителей молодому поколению не так-то просто. А без него любая ваша «проповедь» не принесет плодов. Есть такая поговорка: яйца курицу не учат
. Вот почему детям привить веру бывает легче, чем оказать влияние на взрослых. Однако пытаться завоевать уважение родных все же стоит — это во многом поможет преодолеть конфликт поколений на религиозной почве.
Чтобы завоевать такой авторитет, прежде всего, важно не забывать о самых простых наших — житейских — обязанностях, которые никто не отменял. Когда родители могут радоваться за своих детей? Когда у них все благополучно в семье, на работе, дома. Эти вещи вполне актуальны и для христиан. Конечно, отношение к карьере, материальным благам в православии несколько иное, чем в миру, но найти «золотую середину» всегда возможно.
Очень часто бывает, что плохое мнение о нашей вере как раз и складывается потому, что, узнав о Боге, человек забывает обо всем на свете, в том числе и о самых близких и родных своих людях, становится совсем «неземным». Понятно, что быть этого не должно. Житейская распущенность и неадекватность не есть залог нашего спасения, а вот отпугнуть от нас наших родственников она вполне способна.
Когда компромисс невозможен?
Найти компромисс в отношениях с неверующими родителями невозможно только в одном случае: когда то, что они от вас требуют, противоречит Евангелию и заповедям Господним, отлучает вас от Христа. Например, если мама с папой советуют совершить какой-то беззаконный поступок, зло по отношению к ближним или к себе, не согласиться с ними — ваша обязанность. Также если вам не разрешают молиться, ходить в Церковь, вы вполне можете и даже должны здесь поступить так, как того требует совесть, отдав «Богови — Божие».
Такое «непослушание» не вменяется во грех, так как Небесное Отцовство выше родства земного. Единственное, что вы можете сделать в данном случае, — отказать родным как можно более мягким образом, стараясь их ничем не обидеть.
Православие — это не секта и не болезнь
Еще нужно быть готовыми к тому, что нашу веру родные будут воспринимать как некую странность или временный интерес, увлечение. Для большинства окружающих в принципе верующий человек кажется не вполне нормальным, «не от мира сего». Есть реальная история из жизни, когда молодой человек пришел знакомиться с родителями невесты и, чтобы потом не было неожиданности, честно признался, что он православный христианин. После небольшого родительского совещания будущие тесть и теща, как он узнал позже, тяжело вздохнули и вынесли «положительный вердикт»: «Ну хорошо, что хоть не наркоман…».
Убедить неверующих родителей в том, что православие — это не болезнь и не какая-то секта, можно не разговорами, но только серьезностью своих намерений и убеждений. Видя, что их ребенок мужественно идет путем Христовым и не собирается с него сворачивать, родители сами поймут, что за этим, значит, стоит что-то более важное, чем сиюминутный интерес. Если им дороги их дети, то они сами захотят узнать, чем живут их чада, в чем состоит этот непреходящий смысл, Истина, ради которой они готовы всем пожертвовать, ради которой живут.
Как привести родных к вере?
Во-первых, нужно запастись огромнейшим терпением. И молиться. Молитва и терпение — это, пожалуй, единственные «орудия» из всего арсенала средств, которые действительно помогут преодолеть конфликт поколений. Ну и личный пример, конечно. Если ваши мама и отец будут видеть, что их ребенок, благодаря обретенной вере, изменился к лучшему, стал мягче, сдержаннее, то это вскоре их самих заставит задуматься о православии.
Однако готовиться к тому, что все произойдет моментально, не стоит. Саму ситуацию, в которой вы оказались, нужно оценивать, как минимум, с двух сторон: Господь не только для чего-то послал вас своим родным, но и таких родителей тоже с какой-то целью дал вам. Святые даже говорили, что продолжительная жизнь с неверующими родственниками вменяется человеку в бескровное мученичество.
При этом не нужно воспринимать их как людей, чем-то худших или низших нас. Наоборот, иногда стоит обратить внимание на то, что они, ничего не зная о Христе, часто поступают лучше, чем мы, называющие себя христианами. Это очень полезно для нашего смирения.
Другой момент: если мы сильно переживаем о своих неверующих родителях, то будем о них усиленно молиться. Таким образом Господь дает нам как бы видимый повод для того, чтобы мы чаще и усерднее обращались к Нему за помощью. И если мы будем на нее искренне надеяться, то эта помощь рано или поздно обязательно придет.
А вот навязывать насильно свои взгляды, говорить с родными о вере, когда они не хотят этого слушать, лучше не стоит — это может их на долгие годы оттолкнуть от веры, навредить. Нужно научиться предавать их, как и любую ситуацию, в руки Божии. И тогда все сложится лучшим образом, как мы сами не смогли бы даже представить, не то что — осуществить.
О том, как общаться с другими неверующими людьми, можно прочитать в статье «Как православным вести себя в обществе неверующих людей?».
Также предлагаем вашему вниманию интересное видео по теме: