Церковные записки: кого поминать и как правильно писать?
Каждый день верующие в утреннем правиле поминают родных, наставников, благодетелей. Огромную роль играет также прошение Церкви. В любом православном храме можно поставить свечи и написать записки. Но их написание тоже имеет свои особенности. Обо всем по порядку.
Бланк или книжечка?
Обычно церковная записка — это бланк, на котором мы пишем имена людей для поминовения в храме. Если это уже напечатанные листы, то они различаются цветами. На черных с надписью «О упокоении» принято указывать усопших людей, а на красных, соответственно с заглавием «О здравии» — за живых.
Обычно они предназначены для одноразового поминовения. Для более длительных при храмах и монастырях заводят специальные тетради.
Также есть и специальные книжечки — помянники (синодики). Их можно купить на свечном ящике либо в церковном магазине. В них принято вписывать имена родных (как живых, так и усопших), о которых вы молитесь. Синодик используют в разных целях.
Во время чтения утреннего правила, отдельных акафистов или молитв также можно стоять в храме и молиться за родных людей самостоятельно. Если человек определился с храмом, имеет духовника, то вместо постоянного написания одноразовых записок он подает в алтарь помянник.
За кого молится Церковь?
Только за тех, кто к ней принадлежит, то есть тех, кто был крещен. Если человек отошел от православной веры либо перешел в другую конфессию, то его имя нельзя указывать в записках.
Если человек в детстве и был крещен, но потом стал атеистом и противником веры, то разве Церковь может за него молиться? Он ведь отрекся от нее. Никого нельзя заставить любить...
Ни в коем случае нельзя молиться в Церкви за самоубийц (кроме тех, что имели психологические расстройства). Они сознательно отказались от жизни, которую им дал Бог, то есть воспротивились замыслу Творца. Поэтому Бог, как Любовь, а не насилие, не может принять таких людей в Небесную Церковь.
Виды записок о здравии
Не надо воспринимать это буквально и подавать список имен больных. Имеется в виду здоровье как физическое, так и духовное.
Поэтому развенчаем еще один распространенный миф. Церковная записка — это панацея от телесных недугов. Написал имя — и смертельно больной стал здоровым и пошел.
Конечно, если для спасения человека это нужно, то Бог так и сделает.
Но в первую очередь Господь думает о нашем духовном состоянии. Поэтому не надо относиться к Церкви как к бюро магических ритуалов.
Различают такие записки о здравии:
- простая;
- заказная;
- на молебен.
Простая — священник, молясь в алтаре, читает списки имен.
С заказной все намного серьезнее. Указанные люди поминаются на проскомидии.
Если вы причащались, то хорошо знаете, что в чаше присутствуют вино и хлеб — Тело и Кровь Спасителя. Так вот частички из просфор как раз вынимаются на проскомидии.
Как это выглядит? Кроме упоминания имени, за каждого человека священник вынимает частичку просфоры, погружает ее в чашу со словами «
Также можно подавать записки на молебны и во время чтения акафистов. Такое поминовение не связано с Литургией. Молебны есть дополнительное прошение или благодарение Господу, Богоматери и святым.
За кого подают записки о здравии?
Обычно принято первыми в списке писать духовников, дальше — родителей, детей, родственников, потом — благодетелей, а также не забывать об обидчиках.
Но есть примечание, оно относится к заказным.
В таком списке должны присутствовать не просто крещеные (бабушка в детстве тайком решила, а человек никогда в храме не был), а в самом деле члены Церкви. Что имеется в виду? Люди, которые посещают храм и причащаются. В ином случае подавать на проскомидию людей, далеких от веры, чревато последствиями. Почему?
Вы через священника обращаетесь ко Христу: омой Своей Кровью грехи того-то. А этот человек своей жизнью свидетельствует: не хочу быть с Богом. Видите внутренний конфликт? А Господь никогда не поступает как насильник.
Церковные записки об упокоении
Молитва об усопших очень важна. В загробной жизни люди все видят и чувствуют, но лишены способности действовать. То есть они (кроме святых) не могут просить Бога за себя. Поэтому вся надежда — на молитву родных и близких.
За умерших принято также подавать простые и заказные записки, а также молиться на панихиде.
Это специальная служба только за усопших. Обычно родственники отошедшего в мир иной не только пишут имена, но и приносят в храм продукты. Почему так? Считается, что помочь умершему родственнику можно молитвой и милостыней.
А продукты с панихиды как раз предназначены для того, чтобы раздаваться служащим в храме и нуждающимся.
9 правил оформления церковных записок
- Помните, что ваш список предназначен для молитвы. С таким же чувством приступайте к его написанию.
- Пишите разборчивым почерком и крупными буквами (у многих священников со временем ослабевает зрение).
- Указывайте только крещеных, в заупокойных не указывайте самоубийц!
- Имена должны быть церковными, в полной форме и родительном падеже. Например, Арсения, Натальи, Анатолия (а не Толи). Бывает и так, что мирское и церковное имена человека отличаются. К примеру, женщина по паспорту Анжела, а в крещении — Евгения, или мальчик Руслан, которого крестили в день памяти Андрея Первозванного и нарекли в честь святого. Если не знаете точно церковного имени человека, то не указывайте его в записках, пока не уверитесь.
- Фамилия, отчество, профессия, титул в церковной записке не указываются. Бог, которому известны наши мысли, точно знает, какого Валерия либо Гавриила вы имели в виду.
- Детей до 7 лет указывайте так — «младенца...», от 7 до 14 лет — «отрока...».
- Допускаются такие уточнения: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося», иногда — «заблудшего» (отошедший от Церкви), а также уточнения сана священнослужителей; в заупокойных — новопреставленного (до 40 дней), приснопамятного (в памятные дни).
- Пользуйтесь сокращениями: отр. Тарасия — отрока, бол. Марии — болящей, прот. Георгия — протоиерея, н. пр. Виталия или н/п Виталия — новопреставленного.
- Желательно писать не более 10 имен в одной церковной записке, большое количество разбивают на несколько списков.
Длительные поминовения в церкви
Существуют и более длительные поминовения:
- сорокоуст — поминовения на протяжении 40 дней (как в алтаре, так и на проскомидии — надо уточнять непосредственно на свечном ящике в храме);
- полгода или год (обычно ежедневное чтение записок в алтаре на указанное время);
- Неусыпаемая Псалтырь — поминовение имен людей во время круглосуточного чтения Псалтыри. Читается только в монастырях, можно заказать на 40 дней, полгода или год. Тоже считается очень сильным. Человек молитвенно защищен 24 часа в сутки;
- В некоторых монастырях распространены 40 акафистов — имя человека упоминается 40 дней во время молитвенного прошения к Богородице и святым. При чтении акафистов Церковь приносит прошение за живых.
Во время подачи церковных записок не забывайте об одной очень важной детали: молитва Церкви действует тогда, когда и сам человек прилагает усилия. Список имен для поминания — это не индульгенция, это не попытка «поддобриться» к Богу, это не легкая дорога в рай.
Человек должен сам хотеть спасения себе и тем людям, чьи имена он указывает.
Иначе это попахивает шизофренией: я сам не в Церкви и туда не хочу, но пусть за меня и моих родных помолятся, чтобы нам было хорошо и в рай мы все-таки попали.