X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Лекция 2. Часть 1. Краткий конспект. Человек во второй главе Книги Бытия. Аксиологические аспекты

300

Человек во второй главе Книги Бытия. Человек — венец творения, не в хронологическом аспекте, а в аспекте аксиологическом, в аспекте достоинства. Бог для человека создает рай. Рай, как некий квадрат, очерченный четырьмя реками: Тигром, Евфратом, сохранившимся до наших дней, и двумя другими реками — Фисоном и Гихоном. Это две реки, русла которых недавно обнаружены. Они протекали на огромном расстоянии друг от друга  практически перпендикулярно рекам Тигру и Евфрату. 

 

Рай  в чисто географическом смысле находился на земле, и мы должны исходить из того, что рай – это не только символ, а память о реальном времени пребывания первого человека на земле. 

 

Об остальной земле сказано, что она была безвидной, пустой, и не сообщается, когда она перестала быть враждебной человеку. Рай  ̶ понятие не только географическое, но и духовное. Рай – это состояние особой детской близости первосозданного безгрешного человека с Богом, Творцом. 

 

Как Бог создает человека? Механизм показан. Взял прах – это материя, то, что само по себе распадается. Бог в этот прах вдунул духа своего, свое дыхание. Это еще не догматическое представление о Духе Святом, это дыхание Божье. Бог тем самым установил между собой и человеком высшее духовное родство. 

 

Что ищет человек в животной пище сегодня: питательные вещества, сладострастие, которое возникает от вкушения животной плоти. Бог благословил есть мясное только после Всемирного потопа. Человек после грехопадения ослабел, и одна растительная пища уже не способна была поддержать его силы. Она не дает тех веществ, которые человеку нужны для поддержания жизни. Животная пища также имеет особое символическое жертвенное значение. 

 

Сладострастие в животную пищу человек включил, когда его греховная природа стала извращать потребности. Отсюда появилась страсть чревоугодия. 

 

Райские деревья – это не доисторические деревья, это особые деревья, имеющие особые плоды, в которых было многое потребное для физиологии человека. 

 

Чувства сладострастия у Адама не было. Бог приводит к Адаму животных, и он называет их по имени.

 

Назвать по имени в Ветхом Завете:

 

1. Знак власти над тем, кого называешь по имени. 

2. Проникновение в суть того, что называешь по имени.

3. Любовное соединение с тем, кого называешь по имени. 

 

Адам познавал некую суть животных, которые предназначены ему для служения, и в соответствии с этой сутью называл их по именам. Настоящий райский человек, в отличие от человека языческого, более позднего, животных не обоготворял, как это делали языческие культы.

 

Древо – это древнейший религиозный символ взаимосвязи земли и неба, человека и Бога, способ познания или сфера приобщения. Древо бессмертия –  некое древо, вкушая плоды с которого, человек мог быть потенциально бессмертным. Человек в православном представлении не создан бессмертным, он призван к бессмертию, он должен это бессмертие каждый раз подтверждать приобщением к древу жизни. Древо жизни считается прообразом евхаристии. 

 

Хранить и возделывать

 

Взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. Заповедь хранить и возделывать райскую землю – это две стороны медали. Хранить – это значит уметь сохранить, а возделывать – это значит трудиться, чтобы она приносила плод. Райская земля – это сама жизнь райская. Значит, мы имеем двуединую заповедь хранить и приумножать – сохранить и развивать. Развивает человек в умножении трудов, в приношении плодов Богу, в познании. Необходимо сохранить полученное от Бога и идти дальше, для того чтобы новые плоды приносить Богу. Возвращать Богу — значит возвращаться к Богу на ином уровне. Поэтому человеку была в заповеди возделывать дана и заповедь познавать, приумножать. 

 

Хранить и возделывать в браке

 

Человек в замысле Божьем уже был разным, в том числе и по полу разным. Брак – это способ соединения разных полов для умножения любви и для единения в Боге.

 

Отцы Церкви говорили, что Адама и жену его можно рассматривать не только как первых людей, мужчину и женщину, но как две стороны единого человека: умственную, разумную и чувствительную, сердечную. 

 

• В приближении заповеди о браке к заповеди хранить и возделывать: возделывать – это мужчина, он заповеди Божьи, истину Божью приумножает, он добытчик, возделыватель, тот, кто движется вперед, он и в браке осеменитель, возделыватель почвы, творец чада.

 

• Женщина хранит заповеди, не умножает их, но умеет сохранить лучше мужчины, очаг домашний хранит, чадо во чреве хранит.

 

Отсюда рождается православное представление о синергии, совместном творчестве Бога и человека. Дело в том, что дар, который дал Бог человеку, дар свободы –  дар чудесный и, как мы увидим позже,   ̶  страшный  и опасный дар. 

 

Мужчина и женщина – человек

 

В райском соединении нет двоих раздельных, они двое вместе. Ребро – это образ близости, образ сердца. Создана из ребра Адама — это значит, создана из единого с ним существа. И здесь нет никакого уничижения для женщины. Жена создана второй по счету, но равной Адаму по достоинству, отличной в глазах Божьих по функциям и дарованиям. 

 

Возможно, заповедь хранить и возделывать как раз и означала различие этих дарований, где мужчина возделывал, а женщина хранила. 

 

Печальной, нам не понятной необходимостью явилось насаждение Богом в раю еще одного дерева, еще одной грани способа познания. 

 

Это названо в еврейском оригинале «древо знания всего на свете, всего без разбору». Русское название – «древо познания добра и зла» — не совсем точное. 

 

Бог насчет этого древа сказал человеку следующее: «Ты любыми делами можешь заниматься, с любых деревьев можешь есть, в любые сферы можешь входить, а этого не вздумай!» Никакого приказа не было. Всё строится на взаимном доверии и любви. «Сын мой, если вкусишь – умрешь, и я ничего не смогу с этим сделать». «В день, в который ты вкусишь, смертью умрешь, не по моей воле умрешь, а от смерти умрешь». Как бы из-за того, что я дал тебе дар свободной воли, есть вещи, которые можешь сделать только ты сам. Ты сможешь делать их только из доверия ко мне. Если ты мне доверяешь, ты к этому не приближайся. Оно здесь должно быть, но ты к этому не приближайся. 

 

Бог не запретил Адаму познавать. Здесь было не древо запрета познания, а древо запрещенного способа познания, то есть среди разных способов познания был один запрещенный человеку, опасный смертельно. 


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Лекция 1. Краткий конспект. Аспекты творения человека
Лекция 1. Краткий конспект. Аспекты творения человека
Введение в аскетику. Краткий конспект
Введение в аскетику. Краткий конспект
Комментарии