X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Лекция 2. Часть 2. Краткий конспект. Отношение к неполноценным людям

300

Отношение к неполноценным людям

 

Как крестить того или иного урода? В «Настольной книге священнослужителя» Булгакова – классификация, до какой черты его можно считать человеком, а с какой черты крестить нельзя. Там, где есть проблеск сознания или человеческий вид, можно. Таков был принцип.

 

Посмертная судьба младенцев

 

У человека сознательного, ушедшего в мир иной с каким-то багажом сотворенных дел, поступков, мыслей, есть дальнейшее движение в сторону Царствия Божия или от него. А младенец, зачатый с бессмертной душой, но не совершивший сознательного развития в земной жизни и сразу перешедший в мир иной, едва родившись? В том числе абортируемые существа? 

 

Получается, что младенец там не может выполнять ни функцию святого, ни функцию грешника, кающегося или не кающегося. Скорее всего, младенчики – это не люди в полном смысле слова, а какие-то Божьи существа, какие-то лучики света. Это образно. В том числе уроды, жизни которых мы на земле не понимаем. 

 

Существует много примеров, когда работающие с умственно отсталыми людьми наблюдают, как неожиданным образом у них раскрываются высочайшие внутренние дарования. За личиной дебильности находится удивительное мироощущение, в которое входит и Господь. Мы не можем войти в обычном человеческом общении, а Господь входит. 

 

И мы, помогая этим людям, должны воспринимать их не просто как материал, а как существа, которые созданы Богом и в вечности имеют не прямое, обычное человеческое продолжение, а иное служение, которого мы не знаем, но не ангелов. Это разные совершенно типы.

 

Уроды, которых можно крестить, – пассивные члены Церкви. Такие люди вызывают у нас сострадание и милосердие. 

 

Жан Ванье говорил: «Вот идете вы, допустим, в переходе подземном и сидит какой-нибудь больной, или нищий, или калека, на которого неприятно смотреть. Надо отнестись к нему, как к Христу, Христу, пришедшему первый раз во плоти, требующему милосердия. Сам Христос просит у вас милостыню!» 

 

Некоторые иконы Младенца Христа в древних вариантах письма напоминают лик больного младенца. Обратите на это внимание. Как будто на всех такого рода ликах Христа один отпечаток, как маска. То есть это не просто болезнь, а это болезнь, призывающая нас к стяжанию любви.  

  

Милосердие для милосердия. Как образ нашей души. Увидели бомжа, подумайте о своей душе, какова она в своих грехах. Увидели урода, сжальтесь над ним и подумайте о том, как наша душа уродлива. Возможно, эти видения даны нам для символического толкования.

 

Кто является творцом души? В зачатии какое отношение к этому имеют родители и Бог? 

 

Есть мнение, что каждый раз в момент зачатия Бог присутствует и дарует бессмертный дух человеку. Насильник насилует женщину, а Бог благословляет ребенка. Это одно из нравственных противоречий, которых другая теория позволяет избежать.

 

Но более подходящей церковному мировоззрению является версия, что Бог задает общий механизм создания человека. То есть благословляет в целом человечество на то, чтобы оно плодилось и размножалось. Бог смотрит на это, видит и говорит, что это хорошо. То есть одобряет то, что им создано (Книга Бытия, 1 глава).

 

Генетическая наследственность – это не только телесная наследственность, это и душевная наследственность. Можно сказать, что души соединяются и зачинают новую неповторимую душу. 

 

Клонирование

 

Ни один новый способ какой-то работы с человеческим организмом, пусть это зачатие в пробирке и прочее, никогда не будет противоречить замыслу Божьему. Потому что в тех элементах, которые необходимы для созидания и для создания нового человека, заложены потенциальные возможности. Человек — это образ Божий, мини-творец, значит, он может творить многое. Бог не отвергает зачатие в пробирке. 

 

Ева  ̶ клонированное существо. Она создана из Адама. Мы не боимся этого. Мы боимся, когда подобные эксперименты производятся не для пользы человеческой, а с попранием человеческой личности и развращением. Клон, если взят от бессмертного, Божественного человека, имеет потенциальную возможность к самореализации. Проблемы в цели? В библейской истории три случая необычного зачатия: Адам, Ева и Христос. И все эти три случая были для определенных вещей нужны. Во всех остальных случаях использовался обычный, животный механизм зачатия и рождения детей. 

 

Но нельзя взять обезьяну, что-то с ней сделать, превратив в человека. Потому что нет у человека того духа, который нужно вдунуть в эту обезьяну, чтобы она стала человеком. 


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Лекция 1. Краткий конспект. Аспекты творения человека
Лекция 1. Краткий конспект. Аспекты творения человека
Введение в аскетику. Краткий конспект
Введение в аскетику. Краткий конспект
Комментарии