X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Возможно ли единство православия и католицизма?

Сегодня Франциск и Варфоломей пытаются исправить ошибки 1054 года, в результате которых произошло отпадение Рима от Вселенского православия. Однако такое обоюдное стремление к единству порождает гораздо больше вопросов, чем ответов.

О какой «евхаристии» глаголите?

Уходящий 2015 год, наверное, запомнится христианскому миру довольно знаменательным событием, произошедшем в Стамбуле: в церкви Святого Георгия в Фанаре (Патриаршей резиденции) католический кардинал Курт Кох зачитал послание Папы Римского к Архиепископу Нового Рима.

Папа и Патриарх

В своем обращении, адресованном Варфоломею I, Франциск напоминает о том, что в 1965 году Папа Павел VI и Патриарх Афинагор подписали Совместную католико-православную декларацию. Далее хозяин Ватикана делает весьма неожиданный вывод: 

После восстановления отношений любви и братства в духе взаимного доверия, уважения и любви больше нет препятствий к евхаристическому общению, которое наступит не иначе как через молитву, очищение сердец, диалог и утверждение истины

По сути, глава Римско-католической церкви (РКЦ) подтвердил то, что еще год назад провозгласила Константинопольская Православная Церковь (КПЦ) устами митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа).

Воодушевленный заслугами Папы (который «привнес новое дыхание в экуменический диалог с православным миром»), владыка Иоанн увидел все основания для «быстрого прогресса» на пути к полному христианскому единству.

Свидетельством этого единения должно стать упомянутое евхаристическое общение (от греч. «евхаристия» — «благодарение»). Речь идет о совместном причащении с Чаши Христовой. Возможно ли это в нынешних условиях?

Униатство как неудачный пример «братства»

И католики, и православные считают, что во время евхаристии (заключающейся в особом освящении хлеба и вина) христиане приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа. Об этом говорится и в посланиях святого Апостола Павла (1-е Кор. 10:16, 1-е Кор. 11:23-25).

Однако в православии евхаристия связана с Божественной Литургией (греч. «литургия» — «служение», «общее дело»), у католиков — с мессой (лат. «мисса» — «миссия, послание»). Первые используют квасной хлеб, вторые — пресный.

Богослужение Православной Церкви — это, прежде всего, Литургия Иоанна Златоуста, Литургия Василия Великого, Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия апостола Иакова (совершаемая в день его памяти в отдельных церквях).

На Западе длительный процесс обрядовой унификации привел к тому, что латиняне перешли к Литургии по Римскому чину. Только греко-католики, подпавшие под папскую власть, сохранили свои православные обряды.

Шевчук-УГКЦСледует отметить, что во время посещения украинских униатов тогдашний Папа Иоанн Павел II совершал Литургию по восточному обряду. Но это выглядело, скорее, как экзотика, а не как постоянная богослужебная практика католицизма.

О какой полноценной евхаристии вообще может идти речь, если в католических храмах (в отличие от православных и униатских) даже нет жертвенника, а Святые Дары в алтаре готовятся на престоле?

Хотя Рим и принял греко-католиков под свое крыло, однако же они, несмотря на свою латинизацию, были и остаются не только обособленными, но и «второсортными» (никогда униатский иерарх не сможет стать Папой Римским).

Если сегодня невозможно говорить о полноценном евхаристическом общении между греко-католиками и католиками, то как на это можно надеяться завтра — между Папой и Патриархом?

Месса не знает Проскомидии

Причащение вместе с католиками из единой Чаши Христовой — это либо виртуальное размышление, либо реальное попрание священных канонов нашей Церкви.

В православии Литургия совершается всегда в общине верных, а вот в католицизме существуют два способа совершения мессы: гласный (с народом) и тайный (без народа), в каждом из них имеется свое чинопоследование.

Римская месса не предусматривает чина Проскомидии (греч. — «принесение») — первой части Литургии, на которой из принесенных хлеба (просфор) и вина приготовляется вещество для евхаристии.

КатолицизмУ католиков предусмотрено свое «приношение» (offertorium): после песнопения из Псалтири (или других книг) ксендз возлагает пресный хлеб на середину белого плата, чем-то похожего на наш антиминс (красный плат), и вливает в чашу вино с водой, потом совершает каждение и произносит молитвы.

В отличие от Проскомидии (связанной с началом Литургии), католическое «приношение» происходит гораздо позже: оно предшествует евхаристическому канону, который в православии совершается во время Великого входа — перенесения Святых Даров (Чаши Христовой) из жертвенника на престол.

В православном Символе веры, который поется всем народом во время Литургии, сказано: 

Верую... и в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего

Однако у католиков считается, что Дух Святой исходит и от Сына. Это добавление (лат. «филиокве» — «и Сына») было принято Римом в XI веке, т. е. после отпадения от Единой Церкви.

Католическая месса не знает православных ектений (молитвенных прошений), произносимых во время богослужения. А сама евхаристия не предусматривает полноценного причащения мирян: им дают лишь Тело (под видом хлеба).

Тогда как в православии прихожане вкушают не только «хлебную» Плоть, но и Кровь Господа (под видом вина). В отличие от латинского богослужения, у нас музыкальные инструменты не используются.

Православная Церковь до сих пор сохранила древнюю традицию хорового пения («а капелла»). Этот обычай соответствует всему строю нашей многовековой традиции.

Во время евхаристического канона католический священнослужитель (в отличие от православного) не молится о ниспослании Святого Духа на приношения (Святые Дары, представленные под видом хлеба и вина).

Учитывая все эти нюансы, невольно возникает вопрос: каким же образом католические отцы могут участвовать в евхаристическом общении с православными батюшками?

«Разве разделился Христос?»

Кроме литургических разногласий, между католиками и православными существует еще одна серьезная проблема — различное вероучение.

Отколовшись от Святой Церкви (в результате политических интриг), Рим упал во всевозможные ереси: начиная от «непорочного зачатия» Девы Матери и заканчивая папской «непогрешимостью».

Некоторые могут возразить: дескать, путем взаимного признания канонических и догматических достоинств православия и католицизма можно допускать римо-католиков к причащению в наших храмах.

Такая практика существует в РКЦ: если католик (в силу исключительных обстоятельств) не имеет возможности причаститься у своего священника, то он может это сделать при помощи православного батюшки.

Однако такое отступление от правил не может быть признано в принципе. Ведь полноценное общение в Таинствах возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, т. е. в православии. Ведь в нашем Символе веры четко сказано: 

Верую... во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь...

Поэтому нельзя игнорировать авторитетность Вселенских соборов, на которых этот Символ вырабатывался и принимался. Если же соглашаться с равноправным объединением католиков с православными, то в таком случае нужно признать, что и те, и другие до сих пор принадлежали к одной и той же Церкви, но только разъединенной. Однако такой подход является антибиблейским и антихристианским.

ПравославиеНа святость и неделимость Церкви как Тела Христова указывал в своем послании еще святой Апостол Павел: 

Разве разделился Христос? (1-е Кор. 1.13)

Для восстановления истинного единства у чад Ватикана существует лишь один (надежный) способ — покаяться и отречься от своих ересей и заблуждений. И вот здесь Папа Франциск прав: наше единство с католиками возможно не иначе как через их очищение сердец, диалог и утверждение истины, хранительницей которой была и остается Православная Церковь.


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Зачем нужна религия современному человеку?
Зачем религия нужна человеку
Познание мира: пути и распутия
Пути познания мира религия наука философия
Почему первым в рай попал разбойник?
Почему первым в рай попал разбойник?
Из православия в протестантизм: почему люди уходят из Церкви?
Из православия в протестантизм — путешествие в поисках чужого
Показать еще
Комментарии
Георгий
2015-12-11 18:56:22
Исследователи констатируют, что долгие годы сутью православной политики было сдерживание католической экспансии во внешней политике (оппонирование гвельфам, Католической лиге и проч.) и внутренней (предпочтение протестантов католикам на государственной службе)...
0
Лайк
Ответить
Александр
2015-12-07 13:10:23
Большое спасибо за статью.Так и есть.Католикам необходимо покаяться, отречься от своей ереси, принять учение Православной Церкви.Потому что оно истинно и идёт от Христа и его апостолов.
0
Лайк
Ответить
Александр
2015-12-04 21:16:13
Статья очень интересная. А существуют ли еще религиозные объединения, подобные греко-католическому?
0
Лайк
Ответить
Владимир П.
2015-12-04 11:50:33
Сегодня католики и православные это две разные цивилизации в одной христианской цивилизации. Слабо верится в покаяние католиков...
0
Лайк
Ответить
Александра
2015-12-04 11:44:09
Печально это слышать.Всё к этому уже давно идёт,вопрос только как я понимаю во времени.Всё меньше и меньше верных остаётся.Как говориться враг не дремлет.Главное нам не отступить и идти до конца!
0
Лайк
Ответить
Сергий
2015-12-03 23:48:43
Тема интересная, но боюсь, сугубо "богословская", не популярная то есть. К тому же Валентин излагает ее с позиции "моя церковь правильная, а все остальные - нет". Терпимее надо быть, уважаемый, сколько бы вы не доказывали свою "правильность", католики, греко-католики, не говоря уже о прочих конфессиях, никуда не денутся и не перестанут молиться так как они считают правильным. Кстати, мне очень симпатичны как нынешний Папа Римский, так и оба лидера УГКЦ... И Далай-Лама, например - весьма интересный человек... В общем, вместо того, чтобы тратить энергию на противостояние с "верующими иначе", надо думать о диалоге и учиться уважать их, как это например продемонстрировали чеченские добровольцы, которые охотно приняли медали УПЦ-КП (награды с христианской символикой!) и с гордостью их носят.
0
Лайк
Ответить
Валдис Пилигримс
2015-12-03 23:33:44
Действительно, апофигеем человеческим является власть. Но что и от чего должно произойти в душе человека, чтобы он добровольно выпустил этого апофигейного журавля из своих рук ? АВТОРУ: « Первые используют пресный хлеб, вторые — квасной»(по тексту). Я, недостойный, по своему недоумию полагаю, что «первые» используют КВАСНОЙ хлеб, а «вторые»-ПРЕСНЫЙ.
0
Лайк
Ответить
Виатор
2015-12-03 22:26:47
Как говорил один полковник из романа Валентина Пикуля «Честь имею»: «За каждой высокой идеей всегда кроется большой и сочный бифштекс.» Вот когда в не ложном смирении церковные иерархи предадут в руки Господа свою вожделенную земную ВЛАСТЬ – тогда ВОЗМОЖНЫМ СТАНЕТ ВСЁ.
0
Лайк
Ответить
Виктория
2015-12-03 21:20:01
Спасибо за статью!
0
Лайк
Ответить
Лариса
2015-12-03 20:34:23
Еще одно доказательство, что разбитую чашку не склеить. Разбита она уже почти тысячу лет, за которые появились еще пару осколков... Стараюсь вспомнить хотя бы один пример, когда человечество возвращалось к истокам, к единому источнику и не могу. По-моему, дальше будет вопрос - как-бы православие и католичество каждый по-своему не делились дальше...
0
Лайк
Ответить
Автор - Анне Преображ.
2015-12-03 19:48:37
Во-первых, это НЕ пропаганда, а КОНСТАТАЦИЯ ФАКТОВ!
Объединение вокруг Чаши при современном служении в Православии и католицизме - НЕвозможно. Во-вторых, вместо осуждения лучше бы привели свои аргументы...
0
Лайк
Ответить
Анна Преображенская
2015-12-03 19:43:44
Не мне судить, конечно, но это просто пропаганда, и даже не совсем скрытая. Я не против католицизма, хотя и являюсь христианкой, я просто считаю, что каждый нас должен разобраться в вопросе самостоятельно, и не надо ему навязывать мнение и свой взгляд, даже если вы в этом крайне убеждены.
0
Лайк
Ответить