X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

О чем свидетельствует история крестного знамения

Мало кто даже из воцерковленных христиан знает, какова история крестного знамения. Как верующие крестились в древности? Как сложилась эта традиция?

Крестное знамение, которым мы осеняем себя, не всегда было в точности таким, как сейчас.  Уже в первом веке, когда христианские общины возглавляли апостолы и их ученики, формировались основные элементы обрядов, которые позже получили свое развитие и дальнейшее осмысление. В начале III в. церковный учитель Тертуллиан так писал: «Путешествуя и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь — при всем, что мы делаем, мы должны осенять свой лоб крестом». Отговаривая христианку выходить замуж за язычника, он увещевает: «Сможешь ли ты тайком крестить постель и свое тело?» Эти и подобные им упоминания и письменные свидетельства проливают свет на начало истории крестного знамения. В памятниках древней христианской письменности не встречается споров на данную тему. Это говорит о том, что обычай осенять себя знамением и крестить что-либо уже был распространен у христиан того времени, и является частью Священного Предания Церкви.

Как же именно крестились в древней Церкви? Священномученик Ипполит Римский писал в III в.: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением». В то время христиане крестили лоб одним пальцем правой руки. Примерно к IV в. они стали осенять себя широким крестом — на все тело, как и в настоящее время. С IX в.  православные стали складывать вместе два пальца, чтобы подчеркнуть тем самым свою непричастность к распространенной ереси монофизитов, отрицавших вторую — человеческую — природу во Христе и крестившихся одним пальцем. По подобному мотиву с конца XIII в. восточные православные Церкви приняли троеперстие, чтобы дистанцироваться теперь уже от ереси несторианства (по-своему перетолковывающей двоеперстие) и подчеркнуть главный догмат христианства — веру в Единого Бога, в Трех Лицах поклоняемого и соединение двух природ во Христе (божественной и человеческой), о чем напоминают два пальца, пригнутые к ладони. Такова вкратце история крестного знамения в православных восточных Церквях.

В Русской Православной Церкви, принявшей веру от Константинопольской Церкви, двоеперстие сохранялось дольше, чем на православном Востоке. История крестного знамения на Руси имеет печальную страницу. Начатые патриархом Никоном в XVII в. реформы, связанные с назревшей необходимостью исправления богослужебных текстов, а также с приведением обрядовых особенностей в согласие с практикой восточных Церквей, спровоцировали церковный раскол. В результате отпавшие от Церкви раскольники-старообрядцы сохранили двоеперстие, а остальные православные с тех пор стали креститься тремя пальцами.

Что касается истории крестного знамения в Западной Церкви, то там раньше тоже крестились практически так же, как и на православном Востоке. Но после церковного раскола 1054 года у католиков практика совершения крестного знамения стала постепенно меняться. В итоге они пришли к тому, что, в отличии от православных,  стали креститься всей пятерней и в другую сторону — слева направо. Сначала такой жест не считался обязательным, но с XVI века он был утвержден официальными документами римской курии. В католической церкви  крещение всеми пятью пальцами ладони символизирует пять ран, которые получил Христос при распятии. Это особое внимание к ранам Христа отражает общую, чуждую православию, молитвенную практику современного католицизма, в которой большое значение придается концентрации на страстях (страданиях) Иисуса.

Так вот история крестного знамения иллюстрирует историю богословских споров, связанных с осмыслением того, Кем является Сам Богочеловек Иисус Христос.


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Почему первым в рай попал разбойник?
Почему первым в рай попал разбойник?
Из православия в протестантизм: почему люди уходят из Церкви?
Из православия в протестантизм — путешествие в поисках чужого
Возможно ли единство православия и католицизма?
Папа и Патриарх — поиски единства католицизма и православия
Апостольская григорианская церковь
Армяно-григорианская Церковь и ее особенности
Показать еще
Комментарии