Притча о блудном сыне — тест на умение любить и прощать
За три недели до Великого поста православные начинают готовиться к этому событию. В храмах читают отрывки с Евангелия о вере и покаянии: сначала притча о мытаре и фарисее, затем — о блудном сыне, накануне первого дня поста вспоминается изгнание Адама и Евы из рая. Почему именно эти фрагменты Священного Писания? Потому что они напоминают о том, как грех разрывает связь между Богом и человеком, а покаяние — воссоединяет.
Евангельский сюжет о грехе и покаянии
Притча о блудном сыне — знаменитая библейская история, описанная в Евангелии от Луки.
У отца было два сына. Младший пришел к родителю и попросил часть имения. Получив наследство, он ушел в другую страну, где быстро «просадил» все деньги. У него не осталось ни средств, ни друзей. Чтобы как-то выжить, он нанялся к богатому человеку пасти свиней. От голода блудный сын готов был питаться свиными рожками. Но даже этого ему не позволяли.
И тогда блудный сын вспомнил любящего отца, которого он предал. Осознавая мерзость своего поступка, сын решил пойти к отцу просить прощения. Он даже не надеялся на то, что после содеянного все может быть так, как и раньше. Притча о блудном сыне подробно описывает намерения отчаявшегося юноши:
… встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк. 15:18-19).
Любящий отец, еще издалека увидев сына, побежал ему навстречу, обнял и поцеловал. Отец не только простил, но и устроил на честь возвращения сына пир, одел блудного в дорогие одежды и вручил свой перстень. Слуги приготовили богатое угощение — закололи упитанного теленка. Все радуются, все ликуют. Но этим притча о блудном сыне не заканчивается.
В момент всеобщей радости с поля возвращается второй сын. Узнав причину пира, он сильно разгневался на отца и не хотел выйти к гостям. Ему стало завидно, что отец так щедро встретил блудного сына, а ему, верному, никогда и козленка не давал, чтобы попировать с друзьями. На что получил ответ:
… сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:31-32).
Притча о блудном сыне — пример Божественной любви
Мы так или иначе похожи на блудного сына. Вечно требуем от Бога — «дай нам то и то», но, получив желаемое, чаще всего удаляемся наслаждаться грехом. Пока есть деньги, у нас много мнимых друзей, готовых пожить за чужой счет. Когда же мы остаемся без финансовой опоры, то все названные товарищи оставляют нас один на один с множеством проблем.
Приходит чувство внутренней пустоты и «никомуненужности». Единственное, чем можно заполнить этот вакуум души, — это Божественная любовь.
Если человек осознает собственную греховность, он полностью изменит жизнь. А начинается все с покаяния. Со смирения. С понимания собственной немощи. Отче, я растерял все твои дары и недостоин называться сыном Твоим.
После этого Господь восполнит все Своими любовью и милосердием.
Притча о блудном сыне образно показывает смысл прощения и действия любви Божьей.
Еще издалека увидев сына, отец вышел ему навстречу, простерл свои объятья и поцеловал. Также он попросил слуг принести блудному лучшую одежду и дать ему перстень.
В церковнославянском тексте, как и в греческом, говорится не о лучшей одежде, а о первой. Что это значит? Что отец сберег вещи своего сына и готовился отдать их тогда, когда блудное чадо вернется.
Если говорить образно, то Господь готов простить каждого человека и вернуть его до того состояния, в котором тот был сотворен.
Символическое значение имеет и перстень. В древности им заверяли документы. Также перстень вручали в знак доверия. Кольцами обмениваются будущие супруги — в знак верности и любви. Поэтому милосердный отец не случайно дает сыну свой перстень.
Притча о блудном сыне и дефиците любви
Очень глубоко и поэтично смысл этой евангельской истории раскрывает митрополит Антоний Сурожский:
Мы можем идти к Нему с полным доверием, зная, что Он ждал нас все то время, пока мы и не вспоминали о Нем. Он Сам выйдет нам навстречу, когда мы нерешительно приближаемся к дому. Он Сам заключит нас в объятия и оплачет наше жалкое состояние, измерить которое мы не умеем, потому что не знаем, ни откуда мы пали, ни сколь высокое призвание презрели. Мы можем идти к Нему в уверенности, что Он оденет нас в первую одежду, в славу, которой Адам лишился в раю. Он облечет нас во Христа, в Котором вся первозданность, более ранняя, чем весенняя свежесть, в которой мы были рождены.
Притча о блудном сыне вспоминает и третьего персонажа — второго сына, внешне верного, а внутренне недостойного божественной любви.
Он никогда не покидал отца, добросовестно служил ему, но не знал о настоящей любви. Той, что долготерпит, милосердствует, не ищет своего…
Он больше похож не на сына, а на слугу, наемника, который не всегда любит свою работу, но делает ее, чтобы получить деньги и не разгневать господина.
В каком-то смысле второй сын — это тоже пример современного человека. «Верующего», который заповеди исполняет, но не исполнил самого главного. Того, о чем говорит апостол Павел:
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто (1 Кор. 13:2).
Притча о блудном сыне — это своего рода флюорографический снимок нашей веры. Есть ли у нас хоть песчинка Отчей любви? Способны ли мы на покаяние? Готовы ли простить ближнему и назвать его братом своим?