О любви и блуде
Протосингел Хризостом (Чучу) подвизается в румынском монастыре Путна, который по праву называется румынским Иерусалимом, и куда со всей страны люди стекаются за духовным окормлением и советом. В данной беседе батюшка рассказывает о любви и влюбленности, создании и сохранении семьи, дает советы тем, кто борется с блудной страстью.
— Батюшка, как быть с умом и сердцем? Кто из них должен руководить, а кто нет?
— У меня есть друг, который работал в Службе защиты и безопасности и состоял в охране нескольких румынских президентов. Я спросил его: «Что вы делаете, когда президент отклоняется от запланированного маршрута?» Он ответил, что так часто бывает, и им ничего не остается делать — они его не останавливают. Но когда это происходит, они становятся бдительней, предупреждают всех, и в тот момент, когда видят опасность — например, кто-нибудь вынимает какой-либо предмет или хочет кинуть что-то, — они бросаются к президенту и уводят его в то место, куда считают нужным. Он уже ничего не может сказать им, он уже не президент в эту минуту.
Примерно так же обстоят дела и с сердцем и умом: сердце — это президент, а ум — его телохранитель. Сердце руководит нами, потому что Спаситель говорит, что сердце — наше сокровище и Царство Небесное вселяется в него (см.: Лк. 6: 45; 17: 21). Оно руководит, ведет нас, оно направляет, наставляет нас. Оно также мотор, придающий нам усердия и мужества двигаться дальше. Но ум должен быть на страже. В тот миг, когда сердце сбивается с пути и оказывается в опасности, роли меняются: ум берет на себя руководство, а сердце должно подчиняться. А не наоборот! Поэтому вам надо научиться исследовать свое сердце и знать его, изучить его доводы. Иначе жизнь наша станет сухой и печальной. А жизнь не печальна — жизнь прекрасна!
— Любовь и влюбленность — это одно и то же?
— Когда я учился в военном училище, у нас был преподаватель, офицер, ведший у нас психопедагогику. И вот в какой-то момент он поставил на занятии такой вопрос: «Как вы думаете, что происходит при влюбленности? Я объясню вам, как тут обстоят дела!» И стал объяснять. По мере того, как он объяснял нам, мы начинали соглашаться с ним, но в конце возненавидели его, потому что он опровергал все, что было прекрасного, возвышенного в любви. Он говорил примерно так: «Процесс развития влюбленности — математический процесс. Ты встречаешься с девушкой и вызываешь у нее определенные чувства. Искусство состоит в том, чтобы знать, что именно вызывает у нее более сильное или более слабое чувство. Если тебе удастся вызвать у нее некоторые последовательные чувства, то эта девушка вдруг поймет, что влюблена в тебя, что она больше не может без тебя».
Мне понадобилось много времени, чтобы понять, где он ошибался. Это не настоящая любовь. Это химический, психологический процесс, или назовите его как хотите еще. В любом случае он телесен, и никак иначе. Ты чувствуешь, что нуждаешься в ком-то, поскольку он сделал для тебя нечто определенное.
Телесный процесс влюбленности не может сделать первого шага, пройти первый тест, которым является доверие. Нужно переступить порог доверия, который очень трудно переступается, ибо нужно отказаться от того, чтобы ждать чего-то взамен.
Если кто-то позволяет тебе любить его — это большое чудо. Лови этот миг, не упускай, старайся любить его как можно больше, и сердце само найдет себе путь к другому сердцу. Это уже никакой не химический процесс, и не механический, не математический и даже не метафизический — это процесс божественный: сердце находит путь к другому сердцу.
– Как понять, действительно ли я люблю того, с кем я вместе?
– Один батюшка так ответил на сходный вопрос: «Андрей, ты хочешь узнать, как сделать так, чтобы полюбить Марию?» – «Да!» – «А ты точно не хочешь превратить Марию в свою игрушку?» – «Нет!» – «Хорошо! Если ты непременно хочешь узнать это, то я скажу тебе так: если хочешь полюбить Марию, делай то, что она скажет!» Как ты хочешь показать девушке, что любишь ее, если сначала не покажешь ей, что она существует для тебя, если не покажешь, что доверяешь ей?
— Как понять, является ли та, с кем я теперь, моей суженой? Как мне вести себя, какие чувства иметь к ней?
— Тот практический, конкретный совет, который я могу вам дать и который вы можете исполнить в этом смысле, таков: когда у вас бывает любовный порыв к кому-либо, не спешите тут же проявлять его. Не хватайтесь за телефон, не шлите сообщений по электронной почте; придержите этот порыв немного в сердце, чтобы он созрел, поносите этого человека, этот помысл немного в сердце своем и посмотрите, что будет дальше. Скорее всего, от него мало что останется, потому что исчезнет масса ненужных примесей.
В этом любовном порыве очень много составляющих, назовем их так, более плотских или менее плотских, более или менее психологических, более или менее духовных. Они сильно перемешаны между собой, крайне запутаны и стараются взять тебя силой. Предоставьте сердцу выбирать, проводить различия; дайте сердцу показать свою силу различения — а оно обладает огромной силой различения. Предоставьте это ему!
Таким образом вы и сердце свое обогатите, и встретитесь с этим человеком в своем сердце. Там, в сердце, вы скоро увидите, какова реальность ваших отношений с этим человеком. Или вы скажете: «Нет, наверно, не стоит». Или наоборот, если чувство будет расти и переливаться через край, тогда да, будь вы хоть святым, вы все равно не сможете устоять.
Однако решить это предоставьте сердцу, потому что там, в сердце, ты остаешься один на один со своим «я», лицом к лицу, — и тогда сердце делается подобным огненной печи, которой не выдерживает никакая лишняя примесь. Там осуществляется (не истощается) отношение на самом высшем и в то же время — самом глубинном уровне, начиная с сиюминутных вещей — ты чувствуешь сиюминутные потребности другого: хочется ли ему пить или голоден он, вплоть до его сокровенных чаяний, до вещей тонких, духовных.
Поступая так, вы поймете также, какая любовь является настоящей. Если вам удается в своей сокровенной молитве, очень личной, молиться о ком-то, то этот человек очень важен для вас, для вашего сердца.
— Как исследовать свое сердце?
— Это не очень трудно. Встаньте на молитву, встаньте пред лицом Божиим, не делая ничего больше. Не надо произносить заученные слова, не надо читать молебнов, акафистов. Сядьте где удобнее и просто побудьте самим собой, ничего больше не делая, но будучи полностью уверенным в присутствии Бога. Побудьте такими, какие вы есть, пред лицом Божиим. Ну если хотите делать что-нибудь — делайте, важно, чтобы вы находились пред лицом Божиим. Проводите как можно больше времени сами с собой, одни, и сердце само начнет беседовать с вами, говорить, спрашивать, показывать.
— Как поступать с парнями, которые хотят сожительствовать с нами до брака? Это правильно?
— Ответ очевиден. Сожительство, если отвлечься от того, что оно является тяжелым грехом, предлагает лишь некий суррогат отношений. Удовлетворяя только плотскую похоть, оно на самом деле заставляет душу подчиняться телу, подобно рабыне, отводит душе роль какого-то ненужного аксессуара. О какой любви, о каких отношениях здесь может идти речь? Не довольствуйтесь чем попало, особенно вы, девушки. Не отказывайтесь от своего достоинства, не позволяйте топтать себя ногами. Вы гораздо выше всего этого.
— Можно ли менять что-нибудь в любимом человеке?
— Нет. Я говорю нет, потому что обычно мы желаем только внешних изменений, а это крайне вредно в отношениях, потому что заставляет нас полностью забыть об образе Божием в другом, о том «нечто», что делает его особенным. Если мы любим его, то даже не пытаемся что-нибудь менять в любимом человеке. Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Любовь не слепа, любовь тем именно и характеризуется — прозрачностью, зрением; она видит все, особенно недостатки».
Любовь видит все, но ведет себя в точности как ценитель икон, который, обнаружив очень старую и сильно поврежденную икону, умеет видеть по ту сторону разрывов и дефектов, умеет видеть изначальный образ этой иконы. Он видит за плохим, видит хорошее и не только видит его, но и готов жизнь свою положить за дело реставрации этой иконы.
Часто приходят ко мне женатые люди с проблемами, ругаются между собой так, что дальше некуда, и начинают бросать друг другу упреки: она — что он слишком груб и смеется над ней, он — что она не слушается его и слишком много говорит и т. д. И когда успокоятся, я спрашиваю их: «А скажи мне, когда ты женился на ней, тебе не казалось, что она уже была такая и разэтакая?» — «Да!» — «Так зачем же ты брал ее? Чтобы воспитывать или чтобы любить? Ты взял ее, потому что был единственным, кто смог увидеть за всеми ее недостатками тот внутренний образ, то прекрасное в ней, которого больше не видит никто другой! Ты взял ее не для чего-то еще, как только для того, чтобы взять ее такой, какая она есть. Потому что такая, какая есть, она самая прекрасная. Самая прекрасная для тебя, конечно, потому что ты смог увидеть в ней это нечто».
Итак, ты берешь кого-то не чтобы его воспитывать, а чтобы любить таким, какой он есть.
Но есть все же одно направление, одно-единственное, в котором не только можно менять другого, но ты просто обязан сделать это в силу той же любви. Речь идет о слове святого апостола Павла, который говорит, что «муж неверующий освящается женой верующей» и наоборот. То есть если имеет место какое-либо изменение, то пусть оно будет в направлении нашего освящения. А все остальное уладится само собой. Иногда нам только кажется, что то, что мы видим, — недостатки. Однако когда мы обращаемся ко Христу, в меру своей святости, то все проясняется.
— А не надо ли обличать его с кротостью, как говорится в Священном Писании?
— В Священном же Писании также говорится: «Если кто достоин обличения». А если нет, то нет. И потому если ты хочешь понять, что действительно достойно обличения, но точно не знаешь, потерпи немного, подожди, ведь не атакуют же нас турки. Имей терпение, не говори ему теперь, потерпи, дай своему сердцу успокоиться, и когда сердце успокоится, и ты скажешь это, то скажешь с кротостью. Ты не стараешься его исправить; если обличишь его с кротостью, то этим привлечешь его внимание.
— Как я могу победить страсть блуда?
— Святые отцы говорят: «Каким бы святым ты ни был, ты не сможешь победить ее иначе как бегством». Пусть никто никогда не обманывается, будто сможет устоять перед этой страстью и победить. Никогда-никогда, каким бы святым он ни был. Здесь мы понимаем, что нам нельзя принимать поводы ко греху, полагаясь на себя, будто мы устоим. Мы не можем стоять один на один с поводами к блуду и бороться, обманывать себя, говоря: «Это ничего. Я могу справиться с этим вызовом, и ни к чему это меня не приведет…»
Мужество — это не глупое умничанье, не самоуверенность, а самообладание. Мы боремся с причинами, соблазнами, поднимающимися в нас, с желаниями, стремящимися взять верх над нашим сердцем. Но когда видим, что место, окружение, в котором мы находимся, подает повод ко греху, тогда мужество состоит именно в том, чтобы бежать, подобно святому и праведному Иосифу, убежавшему, оставив все, вплоть до одежды.
А второй очень важный момент — это то, что нам нужно научиться, причем быстро, ненавидеть грех изо всех сил. Как сказано в псалме: «Полною ненавистью ненавижу их» (Пс. 138: 22). Если ты не ненавидишь этот грех, он не отстанет от тебя, будет лепиться к тебе, как банный лист. Итак, беги от него и ненавидь его, сколько можешь.
Затем прибегай к помощи Божией, особенно к помощи Матери Божией. Это очень важно. Не к помощи кого угодно, а к помощи Матери Божией. Вспоминайте Марию Египетскую. Она, как мы знаем из ее жития, восстала из блуда в тот момент, когда захотела войти в церковь, но не смогла. Тогда она поняла, после того как три раза подряд не смогла войти в церковь, что ее состояние совершенно не соответствует тому состоянию, какое следует иметь, чтобы войти и поклониться кресту Христову. И что же она тогда сделала? Это исключительно! Она пошла к Матери Божией. Она, самая распущенная, пошла к Самой Чистой!
А почему я говорю вам это? Потому что когда у вас появится нечистое искушение подобного рода — в уме, душе или теле, первое, что вам следует сделать, — это бежать к Матери Божией. Тогда бегите к Матери Божией, тогда, потому что только она может помочь вам мгновенно. От нее бесы бегут, как не знаю от чего.
Только Матерь Божия воистину знает, воистину, что значит высота девства. Поэтому только она может помочь вам в этом деле.
Итак, когда у вас бывают искушения этого рода, скорее бегите к Матери Божией. Как мы говорили в армии: «Бегом — марш!» Это значит более 370 шагов в минуту! Чтобы я видел вас бегущими так!
— Надо пойти и к духовнику?
— Конечно, у духовника вы должны освободиться от этого греха. А что надо делать, пока не попадете к духовнику? Авва Пимен Великий был спрошен: «Как долго грех будет иметь власть над человеком?» И ответил: «Как только человек сказал: «Я согрешил, прости меня!» — грех перестал довлеть над ним».
Здесь есть одно различие, которому вам надо бы научиться, потому что оно вам будет нужно. Одно дело — власть греха над тобой, и другое — присутствие греха в тебе. «Как только человек сказал: «Я согрешил, прости меня!» — грех перестал довлеть над ним», — сказал авва Пимен. То есть как только ты встал пред Богом и определил свою позицию и говоришь: «Господи, я согрешил, но мне нужен Ты. Я согрешил, прости меня!» — с этого момента грех потерял бразды, которыми управлял тобою. Но не исчез из тебя. Он исчезнет только тогда, когда ты пойдешь на исповедь и откроешь его. Но пока ты не пришел на исповедь, ты нуждаешься в этом моменте определения своей позиции пред лицом Божиим, в моменте трезвения и полагания заново благого начала, в том, чтобы снова начать с нуля: «Я согрешил, но что было, то было, давай начинать сначала».
— Что значит иметь мужество? Как можно стяжать его?
— Только в отношениях с Богом. Однажды некий старец был спрошен, как стяжать смирение, и ответил: «Пребывай со смиренным, живи рядом со смиренным». Знайте, что эти главные добродетели — смирение, любовь, мужество — очень заразительны, потому что идут сверху вниз, идут от Бога. Будьте с тем, кто имеет эти качества, и «заразитесь» от него. Иначе нет.
— Не знаю, какой путь мне выбрать: монастырь или брак. Что мне делать?
— Я не советую тебе ничего иного, кроме усиленной молитвы и тщательного исследования себя с сердцем судьи. Разложи все перед собой и будь искренним: чего ты хочешь? Но непременно выбери одно. Не сиди так. Как говорил отец Арсений (Папачок), «состояние нерешительности — адское состояние». Выбери один путь.
Однако не выбирай абы как. Разложи все карты на столе, искренне, и выбирай. И что тогда произойдет? Как говорится в псалме: «Кто человек, боящийся Господа? Закон положит ему на пути, который он выбрал» (ср.: Пс. 24: 12). Кто его выбрал? Человек. Из текста явствует, что человек выбрал этот путь. Но какой человек? Боящийся Господа. Итак, хочешь ли выбрать путь, который был бы угоден Богу? Выбирай!
Хорошо, вот ты выбрал его. Бог положит тебе закон на пути том, поставит тебе некие вехи, ибо ты уверился и поклялся, что это тот путь, которого Бог пожелал для тебя. Даже если он и не был таковым, неважно. После того, как ты его выбрал, Бог принимает его и приветствует, как если бы это был тот самый путь, который Он Сам назначил тебе. Только иди этим путем при следующих условиях: бойся Его и делай это для Него, и тогда, каким бы путем ты ни пошел, Он исправит его и приведет тебя в точности туда, куда надо.
— Я хочу жениться, но мне не на ком. Что мне делать?
— Молись, и Бог пошлет тебе человека. Невозможно, чтобы Он не сделал этого.
— Мы очень рассеянны. Как нам собраться? Начинаем какое-нибудь дело и не доводим до конца. Что мы можем сделать?
— Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты никогда не сможешь сделать дело с должной силой и необходимым рвением, если не будешь убежден прежде всего в том, что это полезно для тебя».
Итак, в первую очередь исследуйте себя, будьте очень трезвенны, совершенно уверены в том, зачем вы делаете это дело, для чего оно вам нужно, и затем уже беритесь и делайте его. Так вы можете собраться, когда будете более трезвенными; рассеянность означает отсутствие, это означает, что ты не живешь.
— Где грань между тем, чтобы трезво видеть свои грехи, подобно судье, и впадать в отчаяние по этой причине?
— Грань — это «прости меня!» «Прости меня!» — это как курсор: ты его ставишь или вначале, или в конце. Если немного сдвинешь его, то вот отчаяние и готово. Если, как только ты начал видеть свои грехи, ты скажешь: «Прости меня!» — то отчаяние уже не найдет себе места.
— Хочу любить ближнего, но часто замечаю, что завидую тем, кто рядом со мной. Почему?
— Потому что мы еще не вкусили истинной любви, истинного смирения. Ты хочешь любить ближнего? Пока ты не захочешь возлюбить ближнего так, как это нам заповедано, так, словно от этого зависит твоя жизнь, не думаю, не поверю тебе, что ты хочешь любить ближнего. Когда ты хочешь сделать это, тогда ты стараешься, молишься, не находишь себе покоя, пока Бог не даст тебе ответа, пока Он не поможет тебе сделать это.
И когда ты столько будешь беспокоить Бога по поводу этой проблемы, тогда произойдет, как в притче о неправедном судье и вдове: Он даст тебе должное, чтобы ты не приходил постоянно и не докучал Ему (см.: Лк. 18: 1–8).
Ты хочешь любить ближнего? Молись о нем, и тогда увидишь. Не переставай молиться о нем, пока не разрешится проблема.
— Мы всегда торопимся, у нас не хватает времени на молитву. Что нам делать?
— Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Так молитесь, так стойте на молитве, как будто в вашем распоряжении целая вечность со Христом».
У тебя только 10 минут времени на молитву, потому что тебе надо идти в школу? Заведи будильник и позаботься об этом заранее. И эти 10 минут спокойно стой перед Христом, как будто стоишь в вечности. Против времени сего, которое совьется и сократится, пока его не станет вовсе, у нас всегда имеется в распоряжении вечность.
Проводите же свою вечность со Христом. Начинайте отныне делать это, чтобы не оказалось потом, что вам придется проводить свою вечность с чуждым. Святой Симеон Новый Богослов говорит: «Сколько мы будем видеть Христа в этой жизни, столько же будем видеть Его и в той».
Да не будет с нами такого, чтобы мы не увидели Его вовсе в жизни той.