Святитель Василий Великий о гомилетике и проповедничестве
- «…Тайны спасения повергать пред всяким без разбора и принимать одинаково всех… походит на то же, что и в нечистый сосуд вливать многоценное миро».
- «Мне пришло на мысль уподобить свою беседу усердию какого-нибудь бедного гостеприимца, который желает прослыть богатым угостителем, но не имеет дорогих яств и досаждает гостям, щедро нося на стол свой бедный запас, так что его радушие обращается для него в укоризну незнания приличий».
- «…Если не запасено в сердце добра, то как изнесет устами сокровище не обладающий им втайне? Если имеющий доброе в сердце не возвещает о нем словом, то ему будет сказано: премудрость сокровена и сокровище не явлено, кая польза есть во обоих? (Сир. 20, 30). Посему для пользы других уста моя да возглаголют премудрость (Пс. 48, 4), а для собственного моего преуспеяния сердце да поучается разуму».
- «…Какая польза кричать на ветер, когда жизнь так сильно обуревается, что ум всякого оглашаемого словом, наполнившись обманчивыми лжеумствованиями, как глаз пылью, приходит в замешательство и слух у всякого оглушается несносными и непривычными звуками…»
- «В рассуждении того, что не определено в Писании ясным повелением, должно увещевать каждого к лучшему. Предстоятель слова должен быть для других образцом всего доброго, сам прежде исполняя, чему учит».
- «Непозволительно вменять в необходимость другим, чего сам не исполняешь».
- «Для евангельской проповеди не должно пользоваться человеческими преимуществами, чтобы ими не затмевалась Божия благодать».
- «Не должно проповедовать Евангелия из любопрительности, из зависти и соперничества с кем-нибудь».
- «Не должно думать, что успех проповеди производится собственными нашими примышлениями, но всю надежду надобно возлагать на Бога».
- «Те, которые в угождение слушателям не с дерзновением возвещают волю Божию, раболепствуя пред теми, кому хотят угодить, не подчиняются уже владычеству Господню».
Читайте также на нашем сайте:
Высказывания о Боге и религии
Андрей Сахаров: «Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной теплоты, лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным…»
Читать дальше