- «…Если сердце доводится до чистоты, то ясно, что очищаются и все чувства».
- «…Ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит в своей власти внутренние чувства».
- «Чувства целомудренные и собранные воедино порождают в душе мир, и не попускают ей входить в испытание вещей».
- «…Когда душа не приемлет в себя ощущения вещей, тогда победа совершается без борьбы».
- «…Всякому человеку надлежит с осторожностию соблюдать всегда чувства свои и ум от приражений».
Преподобный Исаак Сирин
- «После того… как человек послушался обольстителя, все чувства его превратились в противоестественное состояние; (тогда) и сам изринут был от своей славы».
- «Кто господствует над своими чувствами, тот пребывает в мире».
- «…Сколько воздерживаешься от блуда, столько же обуздывай пожелание очей, слуха, языка и осязания».
Преподобный авва Исаия
«…Непрестанно пребывай в молитве и не ослабевай в молитвах. Проси Хранителей, чтобы они были стражами отверстых дверей в членах твоих. Тщательно охраняй семь отверстых дверей, потому что ими вторгаются разбойники, чтобы расхитить убранство души твоей. Да не подстерегает смерть у окон твоих, да не входит в храмины твои; иначе водворится она у тебя и повредит в тебе черты образа, столько любезного Богу.
Печатию Святаго Духа запечатаны входы на главе твоей; печатию помазания запечатлены все члены твои. Царь написал на тебе как бы письмо Свое и приложил к нему огненные печати, чтобы не прочли его чужие и не повредили написанного. Не сокрушай царской печати, чтобы не вошли в тебя разбойники. Не снимай печати, чтобы убийцы не погубили тебя вконец».
Преподобный Ефрем Сирин
«Не обольщайся через меру приятностями запахов, мягкостию осязания и вкусом. Уступив им над собою верх, произведешь ли что мужественное? Различны между собою услаждения, приличные женам и мужам».
Святитель Григорий Богослов
«…Чувство осязания составляет крайний предел всех согрешений; все, что ни делается для тела сластолюбцами, принадлежит к числу недугов осязательного ощущения…».
Святитель Григорий Нисский
- «…Большая часть грехов у нас порождается чувствами души. Наша душа, как бы девица в каком-нибудь чертоге, спокойно пребывает в центре сердца, а за нею, подобно служанкам, ухаживают пять чувств. Какие чувства? Зрение, вкус, обоняние, слух и осязание.
И вот, если никакое чувство не портится и не заблуждается, то и душа сохраняет свою чистоту и невинность; если же случится, что зрение, оставшись без кормчего, уязвится видом юношеской красоты и сильный порыв страсти посредством глаз проникнет в сердце, тотчас душа, объятая бурею похоти, утопает во грехе, ее целомудрие терпит крушение со всеми его последствиями». - «Верный не занимается ревностно чувственным, как всем владеющий, а кто занимается этим, тот как ничего не имеющий».
Святитель Иоанн Златоуст
«Едино есть… естественное в душе чувство (ибо известные пять телесных чувств суть особое дело; они служат потребностям тела, как научает нас Всесвятый и Человеколюбивый Дух Божий); но оно ныне в проявлениях движений души разделяется надвое, по причине поползновения на недоброе, приразившееся к уму через преслушание.
Почему-то оно влечется страстною частию души, — отчего мы сладостно сочувствуем благам житейским; то соуслаждается разумному мысленному ее движению, — поколику ум наш, когда мы целомудрствуем, с вожделением устремляемся тещи к небесным красотам.
Если потому мы придем в навык презирать блага мира сего, то сможем наконец, и земное вожделение души привести в согласие с разумным ее настроением, в силу общения Духа Святаго, сие в нас домостроительствующего. Ибо если Его Божество действенно не озарит сокровенностей нашего сердца, то мы не возможем нераздельным чувством, т. е. всецелым расположением души вкусить небесного блага».
Блаженный Диадох