Тело и душа — что важнее в человеке?
Содержание:
Тело и душа — что в человеке важнее? Как расходятся мнения Церкви и современного общества? Нужно ли заботиться о внешности? Почему христианство критикует пластическую хирургию и татуировки? Если религия «пренебрегает» телом, то зачем Христос явился во плоти? Какие подсказки можно найти в Библии?
Церковь vs. общество: к чему приводят крайности
Наше время — это время крайностей. С одной стороны, среди неверующих людей широко распространен культ тела. Многие заботятся о том, что бы полезного и вкусного съесть, как приобрести красивые формы и сделать фигуру более привлекательной. Если мужчины в спортзале превращаются в скульпторов собственного тела, то женщины значительную часть времени проводят в поисках модных нарядов и посещении салонов красоты.
Современные идеалы красоты превращают женщин в говорящих кукол с искусственными волосами, наращенными бровями, ресницами и ногтями, вставленными зубами, а что еще хуже — накачанными губами, измененной формой носа, разрезом глаз и не всегда удачно сделанными подтяжками.
Если просмотреть фотографии многих голливудских актеров и известных музыкантов, то заметно, что в погоне за молодостью и «красотой» мужчины не особо отстают от женщин.
Верующие люди, наблюдая за подобным безумием, полностью противопоставляют себя этой тенденции, но впадают в другую крайность. Они заботятся о душе, забывая о телесной оболочке, одежде, внешнем виде и физическом самочувствии. Ведь главное для них — душу спасти. Они говорят: раз Бог человека создал из земли, то плоть в землю и пойдет после смерти.
Но так ли это? Насколько заблуждаются первые и правы вторые? Тело и душа — что важнее? Попробуем заново посмотреть на Священные Писание и Предание и найти ответы.
Каким Бог создал Адама?
Из первых глав книги Бытия мы знаем о Божьем замысле:
Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1:26)
Адам был создан из земли, и Сам Господь Своим дыханием оживил его. Вот как это описывает Библия:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2:7)
Первый человек был совершенным, как и все, созданное Богом. В книге Бытия написано, что на шестой день Бог посмотрел на все свое творение:
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:31)
В категорию «хорошо весьма» вошли не какие-то диковинные рыбки или удивительной красоты цветы. Все было хорошо весьма — и, конечно же, человек, его тело и душа.
Надо сказать, что существуют разные мнения богословов о составе человека. Одни указывают на душевно-телесный состав, другие — на телесно-душевно-духовный. Но все они подразумевают наличие духа (в двусоставной теории он называется душой) и материи.
Когда плоть стала «рассадником» греха?
Адам и Ева, как совершенные творения Божьи, обладали особым даром — свободной волей. Все люди и в наше время способны выбирать — идти навстречу Богу или свернуть «налево».
В какой-то момент прародители тоже решили свернуть «налево»: они преступили заповедь и вкусили плод древа познания. Этим поступком Адам и Ева разорвали существующую между ними и Богом связь.
Поскольку Господь был их Источником Жизни, то в богословском понимании первые люди умерли. И хоть телесно они продолжали жить, но жизнь их и устройство мира сильно изменились.
Вместе с разрывом единства тела и души в сердца людей проник грех, а с ним скорби, болезни, телесная немощь и смерть. Если раньше не приходилось ни о чем заботиться — они пребывали в Эдеме и познавали Божий замысел — то теперь надо было думать о пище и одежде. Падшая плоть требовала своего.
Так человечество и существовало тысячелетиями: телесно умирало, а духовно продолжало жить.
Явление Христа народу
Все в мире изменилось с приходом Спасителя, которого на протяжении многих веков ждал израильский народ.
Бог становится Человеком
Свершилось чудо: Сын Божий принял на Себя человеческую природу и пришел в мир во плоти, крестной смертью и воскресением воссоединив связь человека с Богом. Воплотившийся Бог — это самое главное доказательство того, что в каждом из нас одинаково важны тело и душа. Но обо всем по порядку.
Спаситель родился от Пресвятой Богородицы, рос, проповедовал, был искушаем в пустыне и страдал на Кресте. Христос даже принял смерть, но через три дня воскрес. Сначала Он явился мироносицам, а потом и ученикам, но не как Дух, а как Богочеловек.
Апостолу Фоме Он предложил удостовериться, вложив пальцы в раны от гвоздей и от копья. Также Иисус попросил у учеников пищи. Для чего Он это сделал? Чтобы апостолы осознали: если их Иисус вкушает пищу, значит он не призрак, а телесно и духовно воскресший Спаситель.
Тайна богочеловечества
Уже на IV Вселенском соборе, в 451 году, мудрые отцы Церкви провозгласили так называемый Халкидонский догмат. Его суть в том, что человеческая и божественная природа во Христе сочетались неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно
. Что это значит?
Иисус Христос — идеальный Богочеловек. Телесное и духовное объединились в Нем навсегда.
Вот поэтому Иисус Христос вознесся на небо не просто духовно, а в духовно-телесной полноте. Телом и душой на небе пребывает и Пресвятая Богородица. Ведь из Священного Предания известно, что в третий день после Успения Богородицы ученики нашли только пелены у гроба Девы Марии.
«Чаю воскресения мертвых…»
На Литургии верующие хором поют Символ веры, в последних строках которого говорится:
Чаю (ожидаю) воскресения мертвых и жизни будущаго века
Какого же воскресения мертвых, если после физической смерти душа продолжает жить, ведь она бессмертна? Христиане ожидают воскресения мертвых по примеру Иисуса Христа.
Мертвые воскреснут во плоти. После этого окончательно решится их дальнейшая участь — в Царстве Небесном с Богом и ангелами или в аду с сатаной и слугами тьмы. И каждый будет пребывать либо в раю, либо в аду — телом и душой. Именно по этой причине Церковь не одобряет кремацию.
Богу дорог целостный человек
Каждому надо заботиться не только о чистоте собственной души, но и о телесной оболочке. Апостол Павел призывает:
Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6:20)
Митрополит Антоний Сурожский писал, что для Бога важными в каждом из нас являются не только дух, но и материя. По его мнению, к богообщению призваны тело и душа. Невозможно стать членом Церкви без крещения, а оно включает в себя также и телесное погружение в крещальную купель. В Святой Евхаристии мы принимаем Кровь и Плоть Христовы — именно так, не только душевно, но и телесно человек приобщается к Господу.
Если бы тело было только прахом, то Иисус не принимал бы человеческую природу. Если бы плоть ничего не значила, то мощи святых предавались бы тлению, и от них никто бы не получал исцеления. Если бы человеческое тело не было призвано к преображению, то Христос не преобразился бы на горе Фавор, а от Серафима Саровского еще при жизни не исходил бы божественный свет.
Но почему же тогда некоторые православные христиане так пренебрегают своей телесной оболочкой, а многие святые высказываются о нем как о «дополнительном грузе», мешающем им спасаться?
Храм Святого Духа, или Почему нельзя внешне осквернять себя
Христианство отрицает культ тела, сложившийся в современном мире. Если наша плоть — это обитель Святого Духа, то не оскверняем ли мы Его татуировками, различными проколами, броским макияжем похлеще боевых раскрасок папуасов? Во что превращают телесный храм любители пластической хирургии?
Некоторые женщины панически боятся рожать детей, потому что, кажется им, после этого они потеряют свою физическую привлекательность.
Тяжелый физический труд, православные посты сегодня тоже не в почете, но зато изнурение на диетах и в спортзалах пришлось очень даже по вкусу современному обществу.
Церковь призывает человека относиться к собственному телу именно как к храму Святого Духа.
Если Бог наградил женщину особым даром — вынашивать и рожать детей, то зачем от этого отказываться?
Если при изгнании Адама и Евы из рая Господь заповедовал им в поте чела добывать хлеб свой, так почему мы отказываемся от физического труда и помощи ближним? На самом деле одна радостная улыбка человека, которому вы помогли, сделает вас намного счастливее, чем час на беговой дорожке.
В слова «беречь свое тело» православные вкладывают иной смысл. Беречь его от греха. Беречь для себя и родных.
Молодые люди должны оберегать себя от похоти, ведь блудная страсть может стать весомой преградой к семейному счастью.
Каждый человек должен воздерживаться от излишней пищи. Это вредит не только фигуре и самочувствию, но и духовному здоровью, превращает созданного по образу Божьему в животное, не знающее меры.
Изобилие развлечений и чрезмерная «любовь к отдыху» делают человека черствым к молитве и ленивым. Излишняя забота о внешнем облике приводит к гордости и самолюбию.
Всего этого удалось бы избежать, если бы каждый задумывались над вопросами апостола Павла:
Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? …Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа? (1 Кор. 6:15, 19)
Профессор Алексей Осипов рассказывает о традиции почитания святых мощей: