X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Целомудрие. Взгляд протоиерея И. Прекупа

рисунок, девушка сидит у окна, на столе раскрытая книга, за окном вид на церковь

Сегодня опубликовано очень много рассуждений святых отцов на тему таинства брака, его чистоты и предназначения. Но современный мир со стремительной скоростью меняется, и христианские традиции при создании семьи отходят на второй план. Что же с православной точки зрения важно в добрачных отношениях?

Основной фундаментальной ценностью считается такая добродетель, как целомудрие. Протоиерей Игорь Прекуп высказывался, что «воздержание до брака имеет смысл не только для верующих пар» и что у Церкви достаточно аргументов, чтобы убедить в полезности целомудрия.

Наверное, стоит разобраться в понятии данной добродетели. «Но что есть целомудрие? — говорил И. Прекуп в одном интервью. — В некоторых молитвословах, например, в контексте рекомендаций по приготовлению к причащению супругам предписывается накануне «хранить целомудрие». А в остальное время? Можно расслабиться и во все тяжкие… в смысле свободы от целомудрия? Тут мы сталкиваемся с некоторой прижившейся в массовом сознании понятийной путаницей, из-за чего понятие целомудрия сужается до воздержания от половой близости. Даже о добрачном воздержании говорят: «Хранить целомудрие до брака». А после?.. В чине венчания новобрачным тоже испрашивается целомудрие. Неужели в упомянутом суженном смысле?

Разумеется, нет. Встречающееся также чуть более широкое понимание целомудрия: скромное поведение, чистота помыслов, отвергающая плотские, опять же, искушения, – тоже не раскрывает сути явления.

Конечно же, целомудрие побуждает хранить себя от нечистых помыслов и брезгать не только плотскими грехами, но и непристойными разговорами и развлечениями. Но оно не сводится к этому.

«Целомудрие» – перевод греческого слова σωφροσυνη <софросини> от σως <сос> – здоровый, целый и φρονεω <фронео> (от φρην <фрин> – ум) – мыслить, думать, обладать умом, откуда φρονησις <фронисис> – мышление, разум, рассудительность, образ мыслей. То есть целомудрие означает целостный разум, сознание, мышление, в противоположность расколотому сознанию – шизофрении (σχιζω <схизо> – раскалывать, разрывать), не в психиатрическом только, а в более глубоком, сущностном понимании (кстати, этиология шизофрении до сих пор не установлена).

Отсюда целомудрие – это целостное мировосприятие, дающее цельную картину жизни: ценностной и этической иерархии, взаимосвязанности событий и причин, смысла всего существующего и происходящего.

Цельность – это еще и художественный термин. Первое, с чего начинается обучение академическому рисунку или живописи, – цельное видение модели (постановки) и цельное же отображение на листе. Дилетанта характеризует дробность в процессе работы (глазик уже весь до ресничек и бличков проработан, а больше на листе ничего и нет), тогда как профессионала – цельность: образ как бы проявляется постепенно и одновременно, и только мало-помалу какие-то участки прорабатываются более детально, а прочие остаются на своей начальной стадии, будучи лишь слегка намеченными, но у работы законченный вид, потому что она – цельная.

Известный преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств П. П. Чистяков (учитель Репина, Серова и многих других выдающихся русских художников) уделял огромное внимание цельности. «Рисуйте правый контур, а смотрите в левый», – советовал педагог. «Рисуешь глаз – смотри на пятку».

Так вот, целомудрие аналогично цельному видению художника. Только с той разницей, что художник держит в едином охвате модель со всеми пропорциями, пятнами, линиями и акцентами, а целомудренный взгляд – всю реальность бытия, и, всматриваясь в нее, постепенно всё лучше и лучше различает детали, держа их постоянно в соотношении, сопоставляя по значимости и выстраивая в русле этого видения свою жизнь.

Противоположность целомудрию – такой взгляд на мир, когда какая-то одна ценность (даже неважно, насколько высокая, но не Бог) занимает всё поле зрения или неоправданно большую часть. Человек как бы утыкается носом в это и ничего просто не в состоянии увидеть. Целомудрие же – это как бы взгляд орла с высоты своего полета: и пространство огромное обозревает, и детали мельчайшие видны ему.

Целомудрием обусловлено видение всех аспектов бытия в их взаимодействии как некой системы, которая структурно устремлена к Богу – Первопричине бытия. Этой добродетелью обеспечивается трезвость ума и формирование всех добродетелей, начиная с основы основ – смирения. А то, что в понимании смысла целомудрия на первый план выдвинулся сексуальный аспект, – ничего удивительного: сексуальное влечение (будь то в своем возвышенном варианте – влюбленности, будь то в низменном – скотской потребительской похоти) – настолько мощная сила, что разум как магнитом каким-то притягивается и утыкается в предмет страсти, становясь неспособным видеть всё происходящее в совокупности составляющих частей. Тогда как целомудрие позволяет человеку, любящего кого-либо или что-либо, не впасть в идолопоклонство, не перестать стремиться любить Бога всем существом, а себя и ближнего как Его образ, и, что важно, любить свою вторую половину в первую очередь как ближнего.

Еще немного занимательной этимологии. Однокоренным со словом σωφροσυνη является слово σωτηρια <сотирия>, которое происходит от глагола σωζω <созо>, последний же одного корня с тем же прилагательным σως – здоровый, целый, как и σωφροσυνη. Отсюда σωτηρια означает оздоровление как освобождение от болезни, от порчи. Спасение понимается как восстановление когда-то разрушенного человеком союза с Богом. Если мы говорим о спасении, тем самым соглашаемся, что нам есть от чего спасаться, что состояние вне этого пути – состояние погибели, как следствие богоотступничества. Если мы говорим о спасении как об исцелении в христианском понимании, то имеем в виду исцеление духовное, оздоровление человеческой природы от поразившего ее насмерть греха и его последствий и дарование ей способности к вечной жизни.

Поэтому, понимая под погибелью радикальное повреждение человеческой природы в грехопадении прародителей, лишившее род человеческий жизни вечной («вечной» не столько в смысле бесконечности, сколько вечной качественно, как присущей вечному Богу и невозможную вне тесного единения с Ним), под спасением понимаем восстановление этого единства путем возрождения в жизнь вечную в Таинстве крещения и дальнейшего целенаправленного оздоровления богоподобной души в течение всей земной жизни.

Целомудрие (в широком, описанном выше, понимании) – основа нашего спасения. Целомудренные отношения выражаются не только в хранении добрачной чистоты и не столько во взаимно добровольном, согласованном уклонении «друг от друга... для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7: 5) в браке, сколько в отношении к близкому человеку как личности во всех областях жизни (целомудрие, скорее, как раз проявляется в чуткости, побуждающей оказывать «должное благорасположение» (1 Кор. 7: 3), откликаясь на радость или скорбь второй половины, пренебрегая своими удобствами, усталостью, занятостью, тревогами).


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Католичество и брак
Католичество и брак
Любовь ради Бога — залог личного счастья
Любовь Акилы и Прискиллы — дар для Бога
Когда и как жена должна бояться мужа?
Любовь и брак — жертва мужа и подчинение жены
Существует ли понятие «церковный развод»
Церковный развод и его причины в православии
Показать еще
Комментарии