Известные богословы о смирении
- «Признаки смирения: радость. Гордыня исключает радость. Далее: простота, то есть отсутствие оборота на себя. И, наконец, доверие — как основная установка в жизни, по отношению ко всему (это — чистота сердца, в которой человек узрит Бога). Признаки гордыни, соответственно, — безрадостность, сложность и страх… Все это можно проверить ежедневно, ежечасно — и следя за собой, и вглядываясь в окружающую нас жизнь».
- «Мне кажется, что первым и решающим плодом знания Бога, знания Истины не может не быть некое блаженное смирение. Смирение не волевое, не самоуничижение, а смирение благодатное, смирение как радость и мир в Духе Святом, как освобождение от мучительного, присущего падшей личности владычества над собою — себя, своей самости, самоутверждения...».
- «Искать нужно только истину, а она не открывается бунтующему уму и сердцу».
Протоиерей Александр Шмеман
- «Без смирения ничего не может быть. А мы часто смирение понимаем ложно, искаженно. Нам кажется, что смиренный человек — это такой кланяющийся вечно, подобострастный, униженный человек, человек, в сущности, даже лицемерный, что-то вроде диккенсовского Урии Гиппа, который очень часто употреблял слово «смиренный», или же Иудушки Головлева. Но это ничего общего не имеет с настоящим христианским смирением».
- «Смирение означает здравый взгляд на вещи, когда человек знает себе цену и понимает, насколько мало он сделал. Масштаб должен быть правильным. Когда масштабы искажаются, начинается гордыня. Крайняя форма гордыни — это уже мания величия и душевная болезнь. В зачатке это находится в сердце каждого человека когда наше «Я» выпирает и занимает неподобающее место».
Протоиерей Александр Мень
«Послушание заключается в слушании всеми силами души, в равной мере и духовника и послушника (потому что духовник должен прислушиваться всем своим опытом, всем своим существом и всей своей молитвой, я скажу больше, всем действием в нем благодатью Всесвятого Духа) к тому, что совершает Дух Святой в этом человеке, который ему доверился. Он должен уметь проследить пути Духа Святого в нем, он должен благоговеть перед тем, что Бог совершает, а не стараться воспитать либо по своему образцу, либо по тому, как, ему кажется, человек должен бы развиться, жертву своего духовного водительства. Это требует смирения с обеих сторон».
Митрополит Антоний Сурожский
Читайте также на нашем сайте:
Комментарии