X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Какой меч угоден Богу?

После грехопадения в человечестве произошел раскол на две неравные части: на тех, которые остались верными Богу (таких — меньшинство) и тех, которые отступили от Него (таких — подавляющее большинство). В этом контексте библейский меч является оружием разделения людей.

«Кто Господень, — ко мне!»

В Книге Исход описан весьма драматический и в то же время очень поучительный эпизод, происшедший около 13 веков до Рождества Христова.

Когда Моисей спустился с горы Синай, держа в руках две скрижали завета от Самого Бога, он увидел, что его народ поклонялся золотому тельцу (которого отлил первосвященник Аарон).

Пророк МоисейБольшинство иудеев на тот момент оказалось на стороне языческого культа. Их вина состояла не просто в поклонении тельцу, а в бесновании и диких плясках. Именно поэтому Моисей и приказал левитам совершить массовые казни среди народа.

Чтобы искоренить идолопоклонство, пришлось физически (мечом) уничтожить носителей этого греха. Жестокое отношение колена Левия к единоплеменникам было вызвано, в первую очередь, ожесточением их сердец.

Символы у пророка Исаии

Спустя шесть веков после Моисея пророк Исаия сообщил о духовном оружии Самого Бога:

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим, и крепким левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское

Речь идет о могущественных государствах, а меч Господень — суд Божий над языческими правителями и их народами. Они нередко изображаются под видом различных животных или зверей.

К примеру, левиафан у Исаии означает и прямо бегущего змея (т. е. Ассирийское царство возле реки Тигр, которая текла прямо), и змея изгибающегося (т. е. царство Вавилонское возле реки Евфрат, чрезвычайно изобилующей изгибами). Чудовище морское — это языческий Египет, омывающийся водами Средиземного и Красного морей.

В своем пророчестве Исаия касается еще одного вида духовного оружия: 

Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч…

Этот символический образ указывает на мессианские проповеди, способные проникнуть в самый сокровенный тайник души и властно покорить ее Богу.

Симеоново проречение

Тема о духовном оружии продолжается и в Новом Завете. Мы видим, как Симеон Богоприимец, взяв маленького Иисуса на руки, обратился к Богородице с пророческими словами:

се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец

В греческом варианте четко указан вид упомянутого оружия — меч. Таким образом, старец Симеон предвидел, как Божья Матерь будет страдать, когда Ее Сын будет переносить мучения на кресте.

Икона Семистрельная

Ощущение, которое Пречистая получила при распятия Христа, было похожим на сильную боль от удара мечом. А выражение «откроются помышления» сердец указывает на личный выбор каждого: принимать Спасителя или отвергать.

Симеоново изречение послужило основой для празднования Сретения Господня, а также для написания таких известных образов Богородицы как «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец».

Оружие разделения

В Евангелии от Матфея Сам Господь говорит:

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее

Эти слова Христа перекликаются с Евангелием от Луки:

Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух и двое против трех; отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей

Меч, о котором говорит Христос, означает разделение. Господь призывает нас к тому, чтобы отсечь ложь от истины, зло — от добра.

Лучшим объяснением этих евангельских стихов могут послужить слова Иоанна Златоуста:

Как же Сам Он заповедовал им (ученикам), входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: слава в вышних Богу и на земли мир? Почему также и все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею

Зачем Петр отсек ухо рабу?

Как воспринимали современники Иисуса Христа Его взгляды на меч? К сожалению, даже апостолы вначале акцентировали внимание именно на холодном оружии.

Ярким примером непонимания со стороны учеников слов Господа является следующий евангельский отрывок: 

Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч... Они сказали: Господи! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно

Апостолы не смогли уловить Его мысль: они ошибочно полагали, что Христос действительно советует запасаться мечом из-за угрожающей опасности. Поэтому Он с грустью ответил: «Довольно» (т. е. «прекратим об этом разговор»).

Говоря о мече, Христос имел в виду другое: отныне для Его учеников наступают времена крайне тяжелые и опасные (поскольку против них вооружится весь мир, нужно быть готовыми ко всему).

Апостол Петр

Мнение о том, что Господь выступал против физического применения холодного оружия, подтверждают дальнейшие евангельские события: 

И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут

Эти слова адресованы не только апостолу Петру (ранившему первосвященнического раба Малха), но и нам: мы призваны к тому, чтобы сражаться оружием духовным, уповая на Слово Божье.

Невидимая брань

Христианин, как воин Христа, должен быть во всеоружии Божьем, чтобы приготовиться к необычной битве — невидимой брани, о которой пишет апостол Павел в послании к Ефесянам.

Во всеоружии БожиемТаким образом, Священное Писание — не просто религиозная литература, а весьма мощное оружие для борьбы с невидимыми врагами. Сражаясь против демонов, мы обретаем мир с Богом.

Чтобы овладеть духовным мечом, необходимо выполнить целый ряд требований. Для начала — стать прямо, не уклоняться в сторону греховной жизни. Чресла символизируют наши желания пребывать в истине, броня праведности — добрые дела (благодаря которым человек неуязвим для темных сил). Обутые ноги — желание проповедовать.

Щит веры — евангельское упование, защищающее душу от сомнений из-за стрел (козней) лукавого. А шлем спасения указывает на спасительные помыслы, охраняющие наш ум.

Пребывая во всеоружии Божьем, мы должны быть совершенно непримиримыми ко злу. В противном случае мы рискуем превратиться из служителей истины в предателей веры…


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Духовное чтение, или Зачем читать Библию и творения святых отцов?
Духовное чтение или зачем читать Священное Писание
Как любить врагов? Урок совершенной любви
Как любить врагов — главный урок Христа
Какие христианские заповеди самые главные?
Главные заповеди христианства учат любви
Притча о мытаре и фарисее, или Урок покаянной молитвы и смирения
Мытарь и фарисей: чью молитву принял Бог?
Показать еще
Комментарии
Елена М
2015-11-12 03:05:16
Раньше все кочевники в качестве самообороны ходили и кочевали всегда с оружием. На них в любой момент могли напасть и забрать скот и все богатство их их шалашей ( кущей). Вот почему в Писании много раз говорится то о мече то о стрелах. Так было понятнее тем людям.
Сечас можно писать что Господь поразит кризисом, болезнью, неудачей, банкротством, тюрьмой,аварией,силовиками, ворами,войной, неячастной жизнью детей, попустит тебе или твоим близким наркоманию, пьянство, проституцию и подобные вещи.
0
Лайк
Ответить
Александра
2015-11-11 23:26:05
Мне понравилась статья,есть о чём задуматься.
0
Лайк
Ответить
Петр
2015-11-11 20:31:21
Очень познавательная и интересная статья.
0
Лайк
Ответить
Александр
2015-11-11 17:38:03
То есть просил священника совершить Литургию, извините не то написал. А ещё читал и пел на клиросе сам.
0
Лайк
Ответить
Александр
2015-11-11 17:36:24
Как сказал Александр Невский тевтонским и шведским рыцарям - кто прийдёт к нам с мечем от него и погибнет! Хотя и хотел всю жизнь быть монахом (а в конце жизни и стал иноком Алексеем). Также Александр Суворов, отвоевавший Юго-Запад Украины у Османской империи всегда при возможности совершал Литургию перед битвой.
0
Лайк
Ответить
Валдис Пилигримс
2015-11-11 17:34:54
Как будто проповедь хорошую выслушал:достойная экзегетика,чувствуется академический вышкол.Оппоненты здесь отдыхают.Это дейсвительно обоюдоострый мечь,затрагивающий самое сокровенное "в доме души моея":Господи,могу ли я во всеоружии Твоем устоять в малом строю Твоем до конца...хотя бы в последних рядах?
0
Лайк
Ответить