Как Символ веры Церковь расколол
Филиокве — добавление, сделанное Римской церковью в VII веке в восьмой член никео-цареградского Символа веры («И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки»).
Таким образом, был изменен догмат Троицы: об исхождении Святого Духа только от Бога Отца. Православная церковь не приняла филиокве, что позднее послужило одним из поводов для разделения церквей.
Учение о Троице великих каппадокийцев
В IV веке христианская церковь вела идейную борьбу против ариан и духоборцев. В ходе противостояния великие каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский в своих трудах изложили христианскую триадологию (учение о Троице).
Учение это состоит в следующем: Бог Отец, Бог Слово (Бог Сын) и Бог Святой Дух — это три ипостаси, или три лица одной сущности — Бога Троицы. Ипостаси, или лица, Троицы отличаются отношением друг к другу. Бог Слово и Бог Святой Дух имеют вечное начало: Бога Отца. Бог Отец — это единоначальник или монарх (μόν-αρχος) в Троице. Бог Слово вечно рождается только из Отца, а Святой Дух вечно исходит только из Отца, как из единственного начала. «Рождение» и «исхождение» — два разных термина, не тождественные друг другу. Если они обозначают одно и то же, то получается, что у Бога Отца два сына: Бог Слово и Бог Святой Дух. Но у Бога Отца только один сын: Бог Слово.
Об этом писал Григорий Богослов: «Но мы чтим единоначалие (μοναρχία); впрочем, не то единоначалие, которое определяется единством лица (и одно, если оно в раздор с самим собой, составит множество), но то, которое составляет равночестность единства, единодушие воли, тождество движения и направления к единому Тех, Которые из Единого (что невозможно в естестве сотворенном), так что Они, хотя различаются по числу, но не разделяются по власти. Поэтому Единица, от начала подвигшаяся в двойственность, остановилась на троичности. И это у нас — Отец, и Сын, и Святой Дух. Отец — родитель и изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно, вне времени и бестелесно; Сын — рожденное; Дух — изведенное. Посему, не выходя из данных нам пределов, вводим Нерожденного, Рожденного и от Отца Исходящего, как говорит в одном месте Сам Бог — Слово (Ин. 15:26)».
Второй Вселенский собор
Учение великих каппадокийцев было принято на Втором Вселенском соборе, оно было изложено в никео-цареградском Символе веры в 381 году, который с V по XI век стал неизменным и общим вероучительным определением для всей христианской церкви, на вселенских и поместных соборах он читался греческими и латинскими святыми отцами как догматическая и неизменная формула на греческом и на латинском языках.
До Константинопольского собора общение между Западом и Востоком было приостановлено из-за господства ересей на Востоке. На Втором Вселенском соборе были только греческие святители и не было латинских. Решения Константинопольского собора были опубликованы и отправлены в Рим к папе Дамасу и к западным епископам в 382 году. Западные отцы во главе с папой римским Дамасом прочли документы Константинопольского собора, которые привезли восточные епископы в Рим, включая главный документ — Символ веры, и нашли, что вероисповедание восточных отцов согласно с учением Христа и Евангелием, после чего единство и общение между восточными церквами и западными было восстановлено. Значение Константинопольского собора подтверждается тем, что и на Западе, и на Востоке он признан вселенским.
Появление filioque
Первое свидетельство о появлении филиокве в Западной церкви восходит к афанасьевскому Символу веры начала V века, который, как считается, был написан святым Афанасием Александрийским. Однако, поскольку святой Афанасий умер в 373 году, а документ получил хождение лишь в начале V столетия, существует точка зрения, что он был написан святым Амвросием Медиоланским, Августином Блаженным и Винсентом Леринским, то есть западными отцами.
В Испании, где христианской церкви приходилось активно бороться с арианами-вестготами, Символ веры с поправкой был провозглашен в VI веке, ранее никео-цареградского, и, видимо, позднее филиокве было интерполировано по аналогии с афанасьевским Символом, который никогда не признавался еретическим, в том числе и Восточной церковью. В целях упомянутой выше борьбы с арианами слова «и от Сына» также были зафиксированы на третьем Толедском поместном соборе 587 года.
Вплоть до XI столетия тезис о филиокве считался положением так называемого германского богословия. Из Испании он проник в государство Каролингов, где император Карл Великий активно пытался навязать это добавление папам. При его правлении совет Франкфурта в 794 году принял формулу «и от Сына» и осудил константинопольского патриарха Тарасия за употребляемую им формулу per Filium («через Сына»). Именно Карл инициировал собор в Ахене в 809 году, который постановил, что «Святой Дух нисходит не от одного Бога, но и от Сына».
Карл созвал два собора: в 796 году в Чиведале и в 809 году в Ахене, и на основании их решений требовал от папы Льва III включения в догмат веры слов «и от Сына», однако безуспешно.
Отношение Рима к филиокве
Еще в IX—X веках отношение Рима к добавлению было по меньшей мере неоднозначным. Так, к примеру, за год до Ахенского собора папа Лев III получил послание от иерусалимского патриарха, в котором тот жаловался, что французские монахи-бенедиктинцы на горе Елеонской добавляют к Символу веры «и от Сына». Поскольку монахов содержал Карл Великий, папа переслал жалобу к нему, причем, что важно, заметил, что, хотя он сам считает данное добавление с богословской точки зрения бесспорным и, несомненно, более соответствующим западной традиции, неверно отступать от того состава Символа веры, который принят во всем христианском мире. Также когда папа Лев III велел начертать Символ веры на серебряных пластинах в соборе Святого Петра, он опустил это слово. В течение IX века филиокве было принято церквами Германии и Лотарингии, а также многими церквами Франции. Германские деятели Церкви привнесли в тот период это добавление и в Рим, где папа Формоз в числе прочих принял его. В свою очередь, Формоз ввел добавление в Болгарии, что было замечено патриархом Фотием, сразу же заявившим протест.
На Большом Свято-Софийском соборе было осуждено внесение всякой добавки в Символ веры (не говорится о филиокве, но именно о нем идет речь). Папа Иоанн VIII признал решения собора.
Иоанн VIII, бывший римским папой с 872-го по 882 год, занимал примерно ту же позицию, что и Лев III. Он считал политически неверным изменять Символ веры, хотя и не видел существенных богословских препятствий этому.
Папа Христофор (903—904), позднее признанный антипапой, якобы поддержал тезис филиокве в дискуссии с константинопольским патриархом, однако документ с данным утверждением содержит анахронизмы.
При владычестве в Риме византийского патрицианского рода Феофилактов в X веке вопрос о филиокве закономерно не поднимался. Лишь после того, как в 962 году Оттон I Саксонский принудил папу Иоанна XII короновать его императором, вновь стало усиливаться германское влияние (в том числе и германского богословия) в Риме. В течение последующих сорока лет Рим был ареной борьбы германской знати во главе с родом Кресцентиев и местной знати во главе с Феофилактами, которая завершилась победой германской партии. Известно, что впервые филиокве было присоединено к Символу веры в Риме во время торжественного пения Credo на коронации германского императора Генриха II в 1014 году. Это произошло при папе Бенедикте VIII.
Еще предыдущий папа Сергий IV, занимавший папский престол c 1009-го по 1012 год, послал окружное послание в Константинополь, однако вследствие того, что его исповедание веры содержало филиокве, патриарх, которого также звали Сергий, отказался включить имя нового папы в диптих, то есть в списки имен, поминаемых во время литургии. Важно отметить, что с тех пор и поныне папы больше в православных диптихах не упоминаются.
Таким образом, филиокве, возникшее на Западе как дополнительный аргумент против готов-ариан, к XI столетию окончательно превратилось в единственно верный, с точки зрения Римской церкви, богословский тезис, соответственно непринятие филиокве трансформировалось из допустимой практики древних церквей (как это было еще в начале IX века) в заблуждение. Это заложило основы для дальнейшего трагического развития событий в середине XI столетия, то есть стало одним из поводов раскола Церкви.
Точка зрения католической церкви
Католическая церковь подчеркивает, что, с ее точки зрения, вопрос filioque представляет собой семантическую проблему, поскольку чтение Символа веры как с филиокве (в латинском обряде), так и без него (некоторые восточно-католические церкви) выражает одну и ту же вероисповедную истину: Бог Отец — единственный источник Святого Духа, но подается Святой Дух и от Сына. Иоанн Дамаскин характеризовал это в своем «Точном изложении православной веры» как «от Отца исходящего, чрез Сына подаваемого».
Основные обвинения против латинского учения о филиокве
• Сам факт прибавления слова к никео-константинопольскому Символу веры является недопустимым нововведением.
• Учение о филиокве противоречит Священному Писанию.
• Учение о филиокве противоречит писаниям восточных отцов Церкви, авторитет которых подтвержден вселенскими соборами.
• Учение о филиокве нарушает принцип «монархии», единоначалия в Троице, вводя в Троицу «второе начало».
• Предвечное исхождение Святого Духа от Отца не тождественно Его ниспосланию во времени от Сына.
Великий раскол
Традиционно считается, что добавление филиокве в никео-цареградский Символ веры стало причиной раскола христианской церкви в 1054 году. Однако справедливости ради нужно заметить, что разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до этого и были обусловлены многочисленными политическими, географическими, обрядовыми и богословскими расхождениями.
• В 1054 году легаты папы римского во главе с кардиналом Гумбертом положили на престол храма Святой Софии в Константинополе анафему на того, кто противится римскому престолу, назвав такового «прозимитом и новым Антихристом». Об исхождении Святого Духа в ней было сказано про греков: как духоборцы и богоборцы, отсекли от Символа исхождение Святого Духа от Сына.
• В ответной анафеме синод Константинопольского патриархата ответил: «И кроме всего этого, также совершенно не желая размыслить, они заявляют, что Дух исходит не от Отца [только], но и от Сына — как будто бы у них нет свидетельств евангелистов об этом и будто бы они не имеют догмата вселенского собора относительно этого злословия. Ибо Господь Бог наш говорит: «Дух истины, Иже от Отца исходит». Но родители этого нового нечестия говорят о Духе, Который исходит от Отца и Сына.
Интересные факты
6 августа 2000 года католической церковью была опубликована декларация Dominus Iesus («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер, папа Бенедикт XVI. В документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа веры в редакции без филиокве.
Это вызвало множество комментариев в православной среде, что странно, учитывая тот факт, что некоторые католики восточного обряда могут читать Символ веры без filioque. Так, в греческой католической церкви вариант без филиокве принят как основной.