X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

История крестного знамения

«Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу» (святитель Иоанн Златоуст). С раннего детства и до самой смерти верующий христианин носит на себе, на своей груди крест как знамение Христовой победы, защиты и силы. Каждый день во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании мы накладываем на себя знамение Честнаго и Животворящаго Креста Христова. Крестным знамением христианин начинает день и с крестным знамением он отходит ко сну, заканчивая день. Что же символизирует крестное знамение и при каких обстоятельствах возникло изображение креста?

Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение Креста Господня с призыванием имени Божьего, привлекает на себя Божественную благодать Святого Духа.

Ветхозаветный крест

История развития крестного знамения берет свое начало еще из ветхозаветных времен. Когда Иерусалим и храм, построенный Соломоном, были сожжены до основания воинами царя Навуходоносора, а большинство жителей Иудеи были угнаны в Вавилонию, ветхозаветная церковь была потрясена постигшей ее трагедией. Под влиянием переживания трагедии в ветхозаветной церкви возникает обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), которая была условным начертанием имени Божия. Это движение пальцем по лбу является проявлением молитвы о том, чтобы ангел Господа поставил знак на лбу молящегося, в соответствии с пророчеством Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4).

Когда ветхозаветная церковь была введена Господом Богом в новозаветный период, то обычай во время молитвы водить пальцем по лбу не исчез, потому что для христиан иметь на челе начертание имени Божия означало знак принадлежности к избранным Богом. В «Откровении» апостол Иоанн Богослов пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14:1).

Имя Божие на челе

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав».

Смысл этого изображения заключается в том, что человек, изображающий на челе имя Божие, внешне проявляет свою преданность Богу. Со временем, ради упрощения этого символического действия, иудеи стали изображать одну лишь букву «тав». Изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же христианская церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова.

Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение креста новым смыслом и содержанием. Крестное знамение – это внешнее исповедование своей веры во Христа распятого (1 Кор. 2:2; 2 Тим. 1:8). Нужно отметить, что для гонителей христиан первых веков крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали человека за христианина. В одном из мученических актов язычник первых веков говорил: «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста».

В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «При всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». Спустя столетие после Тертуллиана святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

Формы перстосложения

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. В истории христианской церкви существовало три формы перстосложения: единоперстие, двуперстие и троеперстие.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом всё свое тело, то есть появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время всё еще сохранялось единоперстное. В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и в Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов (отвергающих человеческую природу в Иисусе Христе), то она воспользовалась дотоле употреблявшимся единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Приблизительно в XII веке в грекоязычных поместных православных церквах (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

На основании векового опыта проявления чудодейственной силы Креста Господня православные христиане веру свою в силу Животворящего Креста всегда выражали и выражают в том, что им венчают храмы, знаменуют жилища, благословляют своих детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют крестное знамение. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения, небрежно и неправильно его употребляют, а некоторые очень часто оставляют употребление его в потребных случаях.

 

Иерей Владимир Кашлюк

Источник: http://k-sobor.church.ua/2013/07/02/istoriya-krestnogo-znameniya/


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Личная молитва — каждый может говорить с Богом
Личная молитва: что надо знать о беседе с Богом
Начинаем учебный год с молитвы за учащихся
Молитва за учащихся и учебный год без кошмара
Как появилась мода на чтение акафистов?
Чтение акафистов: в чем главные причины народной популярности
Что изображено на иконе «Всевидящее око»
Икона всевидящее око значение
Показать еще
Комментарии