Как готовиться к причастию – главное условие
Содержание:
Евхаристия – это одно из самых важных Таинств Церкви. Благодаря ему человек приобщается к Богу. Он принимает Христа в свое сердце. Но как готовиться к причастию? Достаточно ли молитв и поста? Или есть еще какие-то более важные условия?
Евхаристию неслучайно называют центральным Таинством. Ведь благодаря ей человек соединяется с Богом. Он не просто вкушает хлеб и вино, а Тело и Кровь Христову. Это действительно большая тайна, человеку и жизни не хватит, чтобы постичь ее. Но невозможно войти в Царство Небесное, если ты не с Богом. Но как такого состояния достичь уже на земле? Приобщиться Святых Христовых Таин.
К такому великому Таинству нельзя приступать просто так, без соответствующей подготовки, «за компанию» с теми, кто подходит к Чаше.
Как готовиться ко Святому Причастию?
На этот вопрос обычно следует такая последовательность ответов:
- поститься от трех до семи дней;
- по возможности посещать богослужения и обязательно присутствовать на вечерней накануне;
- читать утреннее и вечернее правила, каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю, по возможности – Евангелие, также Последование ко Святому Причастию;
- попросить прощение у тех, кого обидели, примириться с людьми;
- проводить больше времени в тишине, раздумьях, отвлекаться от шумных компаний и веселий;
- накануне вечером или на Литургии перед этим исповедоваться и получить благословение от священника.
Все вроде бы правильно. Но следует обратить внимание на главное условие. О нем говорит святитель Иоанн Златоуст:
Ныне многие из верующих дошли до такого безумия и нерадения, что, будучи преисполнены бесчисленными грехами и нисколько не заботясь о себе, небрежно и как попало приступают в праздники к этой Трапезе, а того не знают, что время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистою совестью и безукоризненною жизнью
То есть главное условие для Святого Причастия – это чистое сердце, в которое мы приглашаем Христа. Если человек формально прошел исповедь, якобы прочитал все нужные молитвы, в храме свечки поставил – то разве можно назвать это готовностью принять Святое Причастие?
Кто-то возразит: но если готовиться по-настоящему, то и жизни не хватит. Иоанн Златоуст говорит, что можно подготовиться и за день. Для этого нужно от всего сердца осознать грех и захотеться от него избавиться. Христос не придет насильно. То есть необходимо осознавать важность Таинства и быть действительно готовым его принять.
Что будет, если причащаться легкомысленно?
Если человек недостойно принимает Святые Дары, то он делает это «во осуждение». Наглядно увидеть это удостоились некоторые святые, а также дети.
Голубь
В одном храме ребенок смотрел, как люди причащались, и громко смеялся. В чем дело? Когда его расспросили, то узнали: не все, кто подходил к Чаше, получали Святое Причастие. Когда некоторые люди должны были принять Святые Дары, прилетал белый голубь и вкушал вместо них.
Счастливые и плачущие ангелы
Из жития Серафима Вырицкого также известна история о девочке Леночке. Священник сказал, что в этот раз вместо него проповедь расскажет этот ребенок. Потом оказалось, что Леночка во время Литургии видела во храме ангелов. Это были покровители тех, кто причащался. Вот только одни радовались, а другие плакали. Проливали слезы именно Ангелы-хранители тех людей, что подступали к Святому Причастию без истинного раскаяния.
Вид людей
Старец Иаков Эвбейский боялся смотреть людям в лицо во время причастия. Почему? Потому что у него были открыты духовные глаза, которые видели, как одни подходили к Чаше радостные и просветленные, а у других даже были нечеловеческие лица…
Святитель Нифонт Кипрский наглядно видел, как во время принятия Святых Даров лица одних становились светлыми, а других – мрачными. Также ему предстояло увидеть, как одним на головы ангелы возлагали венцы, а другие оставались без награды.
Какова причина всего этого? Люди легкомысленно приступали к Святому Причастию.
Недостойно причащающиеся – мучители Иисуса
Мы даже не осознаем, какой большой грех совершаем. Протоиерей Вячеслав Тулупов сравнивает таковых с мучителями Христа. Почему так жестоко? — спросят читатели.
Бог – это любовь, милосердие, свет. Чтобы принять Его, нужно также стремиться к этому. Если же сердце наше омрачено, если мы каялись не по-настоящему, а только формально, если мы не принесли слез и плодов покаяния, утаили какой-то грех, совесть наша неспокойна, то в какой дом мы приглашаем Христа? Получается, что не во свет, а во мрак. А что это значит для Христа, Источника Света, войти во тьму? Разве это не мучение?
***
Поэтому каждому человеку нужно помнить о главном условии того, как готовиться ко Причастию. Надо очистить собственное сердце. Тогда принятые Тело и Кровь Христа будут нам во спасение и в жизнь вечную.