Таинства Церкви — между тайным и явным
Содержание:
С Таинствами Церкви знакомы многие из нас независимо от того, ходим мы в храм или нет. Ребенок рождается — его крестят. Двое людей вступают в брак — их венчают. Все подобные действия имеют особый божественный смысл, поэтому не нужно превращать их в набор ритуалов, обязательных для исполнения, потому что «все так делают».
Сколько Таинств существует в православии?
Под Таинством в православии принято понимать особое действие Бога по отношению к людям: невидимая благодать видимо сообщается людям.
Само словосочетание указывает на присутствие того, что скрыто от посторонних глаз. Это непосредственное общение конкретного человека с Творцом. Другие наблюдают извне, замечают внешние действия, но от них сокрыт внутренний опыт.
Например, Таинство крещения. Наверняка вам приходилось наблюдать, как погружают в воду маленького ребеночка или уже не совсем маленького (а то и совсем не маленького).
Мы наблюдаем за процессом, слышим слова священника, но не можем понять, объять, постичь внутренний смысл этого. Для нас это тайна. Такое срабатывает и с другими Таинствами.
Всего насчитывают семь Таинств Церкви:
- крещения;
- миропомазания;
- покаяния;
- причащения;
- елеосвящения (соборования);
- брака;
- священства.
Они берут начало как с евангельских времен (крещение, причащение, покаяние), так и с апостольских. Более подробно остановимся на каждом из них.
Общая характеристика таинств
Крещение. Человек становится членом Церкви.
Видимое: ребенка или уже взрослого погружают в воду, священник читает особые молитвы.
Невидимое: человек как бы рождается заново. Для жизни вечной. В этот момент ему прощаются грехи. Он — как белый лист. Кстати, это же символизировали белые одежды, в которые одевали новокрещенного.
У нас принято крестить детей еще маленькими, хотя в древней Церкви это делали в сознательном возрасте. Человек долго готовился к тому, чтобы стать христианином.
Совершать Таинство крещения над ребенком в маленьком возрасте можно и нужно. Но он пока еще не может дать ответ сам за себя, поэтому родители ручаются за него, обещают воспитывать в любви и вере Церкви.
Но так ли у нас все происходит на самом деле? Вот и получается, что обрядовую сторону видим, а благодати не ощущаем...
Миропомазание. Это Таинство пришло к нам еще с апостольских времен.
«Миро» с греческого переводится как «благовонное масло». В его состав входит около 50 различных растительных компонентов (душистые масла и смолы).
Неоднократно упоминается в Библии. Пожалуй, один из самых известных примеров — жены-мироносицы пришли ко гробу Христа именно с таким маслом.
Видимое: если внимательно наблюдать за крещением, то можно увидеть, что священник помазывает ребенка или уже взрослого святым миром со словами «Дар Духа Святого».
Невидимое: человек получает особую благодать, на него сходит Святой Дух. Человек становится членом Церкви, теперь он принадлежит к этому единому организму.
Покаяние. Это Таинство Церкви у нас обычно воспринимается как важная часть подготовки ко причастию. Но на самом деле оно стоит отдельно и играет очень важную роль.
Видимое: человек приходит на исповедь и перед священником кается в своих грехах.
Невидимое: человек приходит к пониманию того, что дальше так жить нельзя, он закостенел в пороках, погряз в суете. Но для этого ли создавал его Бог?
Не зря говорят, что в христианстве очень много любви. Даже самого большого разбойника, убийцу, предателя готов принять Господь. И этот путь начинается с осознания собственной ничтожности, большой надежды на то, что Бог примет и поможет исправиться.
Когда человек искренне кается, а не бумагу марает (выписывает грехи из перечня в Интернете), Бог все прощает, раны на душе заживают, остаются только одни шрамы.
Причастие. Одно из центральных Таинств Церкви. Если грех отделяет человека от Господа, то принятие Святых Даров воссоединяет.
Видимое: человек подходит к чаше и принимает хлеб и вино.
Невидимое: человек принимает Бога. Ведь хлеб и вино — это Тело и Кровь Спасителя.
Что и как происходит — это одна из самых больших тайн. Это невозможно объяснить на пальцах. Только если человек готовится к этому, просит Бога помочь постичь, ему частично открывается смысл происходящего.
Скептикам очень нравится размышлять на эту тему, мол, сумасшедшие верующие, напридумывали себе здесь всякого...
Спорить в этом случае бессмысленно. Но еще бессмысленнее — отрицать таинство Евхаристии, когда ты по опыту знаешь, что все именно так... мы принимаем Бога.
Елеосвящение (соборование). Для многих знакомство с этим Таинством Церкви начинается либо в Великий пост, либо тогда, когда болеют дорогие люди.
Смысл такой: человека помазывают елеем, а дальше происходят не всегда объяснимые вещи, тяжелобольным становится лучше. На самом деле так делали еще апостолы: «многих больных мазали маслом, и исцеляли». (Марк. 6:13)
Видимое: священник семь раз помазывает человека елеем, читает соответствующие молитвы.
Невидимое: если поверхностно смотреть на соборование, то кажется странным: как обычное помазывание елеем может излечить человека от тяжелой болезни?
Но Таинство — не только внешний обряд. Давайте попробуем посмотреть глубже.
В человеке все взаимосвязано: тело, душа, дух. Если мы грешим, страдает духовная сфера, также дает сбой и наше физическое ощущение.
Что предлагает Церковь? Каяться в грехах. Во время соборования человека помазывают елеем, священник читает особые молитвы. Считается, что в Таинстве прощаются забытые грехи. А это именно тот груз, который влиял на наше самочувствие.
Вот человек и излечивается. Физически это может быть не всегда заметно, а вот духовно точно чувствуется.
Брак. Для многих Таинство венчания ассоциируется с «красивым ритуалом», который надо совершать, чтобы быть счастливыми вместе.
Сколько язычества засело в нашем мировосприятии! Венчание — это Таинство, во время которого Бог соединяет двух людей в одно. А как мы себе это обычно представляем?
Видимое: все красиво, но непонятно: белый рушник под ноги, на пальцы — кольца, на головы — венцы. Ах, ну да, еще священник читает молитвы и Евангелие, а хор поет.
Невидимое: Бог соединяет двух людей в одно целое не только для этой жизни, но и для будущей.
Чтобы как-то это представить, мы смотрим, как священник связывает руки мужа и жены рушником, возлагает венцы. Но без понимания внутреннего смысла все это — только красивая картинка для видео.
Священство. Это напоминает Таинство венчания. Вот только здесь священнослужитель «женится» на пастве.
Видимое: человека, который должен стать на путь священства, рукополагают. Это происходит и в прямом смысле: епископ возлагает на него руки и читает соответствующие молитвы.
Невидимое: рукоположение воспринимается в божественном смысле, через епископа его совершает сам Христос.
Господь награждает человека особой благодатью и ответственностью.
Как муж воссоединяется с женой и теперь несет ответственность не только за себя, так и священнослужитель отвечает за свою паству.
Между обрядовостью и тайной
Важно понимать, что священник выступает только посредником во время совершения семи Таинств Церкви. На самом деле через него невидимо действует сам Христос.
Если вы замечаете только действия служителя, но не ощущаете присутствия Владыки, то пока видите поверхность, но боитесь отплывать от берега.
Между видимым и тайным во всех этих действиях — огромная глубина.
Можно увидеть только обрядовость, то, что обычно выглядит красиво и непонятно: ребеночка окунают, с одной чаши причащают, на мужа и жену царские венцы возлагают...
А можно попробовать нырнуть и увидеть-почувствовать всю красоту смысла. Пока ты на поверхности — просто наслаждаешься процессом. А когда ныряешь — пытаешься увидеть морское дно, рассмотреть, как оно удивительно устроено...
В Таинствах Церкви есть нечто похожее. Вот только вряд ли удастся достать до самого дна. Каждый раз кажется, что дошел до предела. Но нет, в следующий раз понимаешь что-то новое и удивляешься. Завеса над тайной открывается постепенно, но всегда не до конца.
Тот, кто имеет опыт, не станет крутить у виска, а прекрасно поймет меня. А те, кто пока только плавает на поверхности, может попробовать нырнуть. Рискнуть точно стоит.