«Святая — святым»: что нужно знать о частоте причащения?
Содержание:
Печальный, но неоспоримый факт: сегодня даже храмы, переполненные людьми, редко могут похвалиться большим числом причастников. Конечно, с наступлением Великого поста ситуация несколько меняется. Люди неожиданно вспоминают о своей душе, о потребности ее духовного подкрепления, образуются огромные очереди на исповедь. Но, тем не менее, в нашем сознании почему-то утвердилось мнение, что причащаться нужно только по какому-то поводу и крайне редко.
Ложное мнение
Нужно сразу сказать, что такой взгляд на частоту причащения, когда ко Святой Чаше следует приступать как можно реже, является ложным и неоправданным. Как известно, Евхаристия (причастие) является венцом всех Таинств, совершаемых в церкви. Через нее мы непостижимо и самым тесным образом соединяемся со Своим Творцом. Выше этого быть ничего не может. Почему же мы сознательно лишаем себя такого Божественного утешения и чести?
Часто сторонники редкого приобщения любят говорить о своем недостоинстве. В этом, безусловно, есть доля фарисейского лицемерия. Ведь от того, что мы будем дольше готовиться к Таинству причастия или реже к нему приступать, мы вряд ли станем более достойными. Вот что говорил об этом схиигумен Савва (Остапенко):
Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин, как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном сознании всегреховности своей приступил к Господу, искупляющему всех нас, и тогда хотя бы от головы до ног был покрыт язвами грехов, будет очищаться благодатью Христовой, будет все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется
Святитель Иоанн Златоуст был еще более категоричен относительно мнимого недостоинства принятия Святых Христовых Тайн:
…достойным делает человека не время, употребленное на подготовку к причастию, а образ жизни, который он ведет. Недостойным причастия бывает не тот, кто часто причащается, но тот, чья жизнь не соответствует величию и святости Тела и Крови Христовых… О человек! Ты недостоин причастия? Тогда ты недостоин и слышать молитвы Литургии
Не следует забывать, что святая Евхаристия была дана нам именно как снисхождение к нашей немощи, для ее исцеления. Это подарок нам, а не награда. В полном смысле слова святым является только Господь. Только приобщаясь Его святости, мы можем сами освятиться.
История Церкви знает мало случаев, когда свою праведность люди приобретали другим способом, не укрепляя себя регулярным вкушением Тела и Крови Христовых. При этом нужно понимать, что пример преподобной Марии Египетской, монахов-пустынников — это тот личный подвиг, который нам сегодня недоступен.
Как причащались раньше?
Показательно, что в ранней Церкви люди причащались часто, за каждой Литургией, на которой присутствовали. Вначале это был один раз, а затем и по четыре раза в неделю. Присутствовать на Божественной трапезе и не причаститься на ней в то время было немыслимо.
В житии Макария Египетского мы встречаем интересную историю о том, как одна замужняя женщина подверглась действиям чародея и всем, кто ее видел, казалась лошадью. Когда же муж привел женщину к преподобному Макарию, чтобы тот ее расколдовал, он ей сказал: Это случилось с тобою оттого, что прошло уже пять недель, как ты не причащалась Божественных Тайн
Конечно, многие любят возражать против такой частоты причащения, говоря, что в те времена люди были более благочестивыми. Но причина здесь явно меняется местами со следствием. Люди потому и были более благочестивыми раньше, что причащались чаще. Редкое причастие во многом стало результатом влияния Запада и большого наплыва непросвещенных людей в церковь.
В России традиция редкого приобщения возникла только в XVIII веке. Это тоже было связано с упадком духовности. «Благочестивой» нормой стало причастие по одному разу в каждый пост и на именины. Затем причащались даже раз в год, о чем глубоко скорбел и сокрушался святой праведный Иоанн Кронштадтский. Печальным последствием такой практики можно считать целую эпоху воинствующего атеизма после революционных событий 1917 года.
Если нет духовника
Конечно, вопрос о частоте причащения правильнее всего решать со своим духовником. В крайнем случае, можно спросить совета у любого священника, который вас немного знает. Тогда даже редкое принятие Святых Даров послужит вам во благо, поскольку будет совершаться по благословению.
Как же быть в ситуации, когда духовника нет? Как определить для себя частоту причастия? Самым лучшим и безопасным в этом случае будет придерживаться «золотой середины». Средним по частоте является причащение примерно два раза в месяц. При этом следует, конечно, учесть объективные условия, в которых вы находитесь.
Самое главное
Можно выделить несколько важных моментов, касающихся Таинства причастия, которые следует всегда учитывать:
- Не нужно делать частоту причастия самоцелью.
- Каждый раз обязательно должно быть внутреннее желание причаститься.
- Приступать к Таинству следует с неизменным благоговением.
- Важно стараться сохранить в себе как можно дольше благодатные дары от приобщения и принести достойные плоды.
- Ни в коем случае нельзя гордиться тем, что вы приступаете ко Святым Христовым Тайнам чаще, чем другие люди.
- Для причастия, как и для духовной жизни в целом, имеет значение постоянство и регулярность.
- Логичным является переход от редкого к более частому причащению, но не наоборот, то есть важна последовательность, постепенность.
- Не стоит проявлять никакого самоволия, решая вопрос о частоте приобщения.
- Нужно помнить, что в случае частого причастия делаются послабления в периоде и строгости говения.
Причастие в Великий пост
Любой пост является особенным, благоприятным временем для души человека. Тем более это касается Великого поста. Поэтому вполне оправданно, что в этот период верующие чаще стараются приобщиться Тела и Крови Христовых. Можно сказать, что в этом и состоит главный смысл поста. Через участие в Евхаристии мы можем максимально приблизиться и соединиться с Богом, предварительно очистившись телесно и душевно.
Через причастие мы соединяемся не только со Христом, но и друг с другом, получаем силы для дальнейшей духовной борьбы. Именно из потребности частого приобщения возникло особое великопостное богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров. В древности монахи просто не представляли себе возможности пройти тяжелое время поста, не прибегая к святому Таинству как можно чаще.
Поэтому для православных «со стажем» можно смело просить благословение даже на еженедельное постовое приобщение. Не стоит только забывать, что ко Святой Чаше нужно подходить не только в пост. Иначе происходит профанация самого Таинства причастия. Сам по себе пост не должен являться поводом или залогом достойного причащения, как писал об этом Иоанн Златоуст:
Но ни Богоявление, ни Четыредесятница не делают людей достойными причащения, а делают их достойными искренность и чистота души. С этой чистотой души ты можешь причащаться всякий раз, а без нее не причащайся никогда...
Возможно ли привыкание к святыне?
Говоря о частоте причастия, зачастую приходится слышать мнение об опасности привыкания ко святыне. Но имеет ли оно какое-то обоснование или только служит нам для самооправдания? Давайте проведем простую аналогию.
Для поддержания наших физических сил мы каждый день нуждаемся в еде. Но еще ни от кого не приходилось слышать, что он привык к еде, что может без нее прожить. Такой же, если не большей потребностью, как еда — для тела, для души человека является Евхаристия. Праведный Иоанн Кронштадтский в связи с этим приводит другое сравнение:
Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, и лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно оскверняемую грехами каждый день? Нелепые, бессмысленные люди, думающие, да еще говорящие безумно; невежды они, не понимающие потребности души человеческой. Жестоки они! Они не познали духа Христова
Что говорят святые?
Среди православных святых очень сложно будет найти того, кто призывал бы редко приступать к Таинству причастия. Напротив, все они говорят о том, что не стоит себя лишать этой духовной пищи ни под каким предлогом. Вот слова святого Иоанна Кассиана:
Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что осознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран
Святитель Николай Кавасила частоту причащения сравнивает со свидетельством любви человека к Богу:
...если кто-либо, имея возможность причаститься, отказывается приступить к евхаристической трапезе, таковой не получит освящения, доставляемого этой трапезой; не потому, что он не причастился, но потому, что, имея такую возможность, отказывается приступить... Как можно поверить в любовь того, кто, имея способность принимать Таинства, отвергается их?
Своеобразный итог всему вышесказанному подводит святой Иоанн Златоуст. Он спрашивает: Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко?
Сам же и отвечает:
Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие — ни однажды. Почему? Потому, что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение... Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к Святым Тайнам
Советы протоиерея Димитрия Смирнова относительно частоты причастия смотрите на видео: