Крест: от символа позора до символа спасения
Двадцать веков тому назад у евреев и язычников крест был орудием казни, предметом позора и ужаса. Не было казни мучительнее и позорнее крестной. Ей подвергали самых отчаянных разбойников и возмутителей общественного спокойствия; осудить преступника на крестную казнь значило предать его всеобщему презрению. Таково было значение креста в древнем мире. А что значит крест для христиан теперь? Он орудие спасения, предмет всеобщего почитания.
Почему произошла такая перемена? За что начали так чтить крест, который раньше считали позором? За то, что на кресте было угодно Сыну Божьему принять смертную казнь за грехи всего мира. На кресте произошло примирение Отца Небесного с людьми-грешниками. С того времени — это знамение победы над смертью, над дьяволом. Святой апостол Андрей Первозванный, когда его вели на крестную смерть, увидев издали крестное знамение, с восторгом воззвал: «Радуйся, Кресте, плотию Христа освященный, и членами Его, как маргаритами, украшенный! Прежде, нежели возшел на тебя Господь мой, ты страшен был для земных, но теперь знают верные, сколько сокрыто в тебе щедрот, сколько уготовано наград. Безбоязненно и весело я иду к тебе, но и ты с веселием и радостию прийми меня, ученика распятого на тебе Христа. Я всегда любил тебя и горел желанием обнять тебя. О, блаженный Кресте, приявший великолепие и красоту от членов Господа, многократно желаемый и неусыпно искомый! Возьми меня от людей и отдай Учителю моему, пусть тобою приимет меня Тот, кто тобою меня спас!» А святой апостол Петр просил исполнителей крестной казни только о том, чтобы его распяли вниз головой, считая себя недостойным быть распятым подобно Иисусу Христу.
Видите, как высоко чтили Крест Христов святые апостолы! Как же после этого не чтить и нам, православным христианам, это драгоценное сокровище, оружие нашего спасения, избавление от власти ада, примирение с Богом и оправдание? С того времени, как Божий Сын Своими страданиями освятил Крест, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила.
Нательный крест – честь для христианина
Носить крест – это не только обязанность всякого христианина, но и особая его заслуга и честь. Нельзя носить нательный крест как амулет. Нательный крест и крестное знамение — это только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирение, вера, упование на Господа.
Нательный крест — не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это, в первую очередь, зримый символ христианской веры. Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду. В настоящее время широко распространено мнение о силе осинового крестика. Мнение весьма ошибочное, так как является суеверием, возвращением в язычество. С того времени, как Иисус Христос умер на Кресте, Его непобедимая, непостижимая Божественная сила сообщилась Кресту, вселилась в него и осталась в нем навсегда, — следовательно, он так могуч и силен от того, что в нем таинственно присутствует сила Христова. Поэтому при выборе креста надо обращать внимание не на материал, из которого он изготовлен, а на то, соответствует ли его форма православным традициям. Крест должен быть обязательно освящен православным священником.
При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».
Христианин всегда должен носить на себе крест. Крест «для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства невидимых врагов», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но всё же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято.
Церковным уставом принято целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани».
Крестное знамение – непреодолимое оружие
Чтобы не забывать, что сделано и что приобретено для нас Спасителем нашим, крестом мы крестимся, то есть рукой изображаем на себе знамение креста. Крест Христов не только дает великую силу нашей молитве, но через него совершаются и преславные дела. Им отражаются греховные искушения и страсти, идущие или прямо от дьявола, или от греховного мира и от нас самих. В крестном знамении каждому из нас дана возможность совершать великое.
Крестное знамение нужно изображать на себе с живою верою в Распятого, с благоговением и смиренным сознанием, что мы можем умилостивить Господа не своими заслугами, а только надеждою на милосердие и ради перенесенных за нас Богочеловеком крестных страданий и смерти. Только с этим условием могут быть угодны Господу и наша ревность к исполнению заповедей Господних, и наши молитвы, соединенные с крестным знамением.
Святая Церковь поступила мудро и в высшей степени благотворно для нас, когда заповедала нам осенять себя при молитве крестным знамением. Крест Христов только при условии правильного употребления и понятия о нем может быть всесильным и непреодолимым оружием против наших врагов, видимых и невидимых, так как он не сам по себе имеет силу, а только в соединении с живою верою и при правильном и благоговейном употреблении.