X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Крестное знамение и Символ веры

Связь крестного знамения с процессом катехизации особенно отчетливо проявляется в православных толкованиях крестного знамения: в отличие от католических толкований, которые обнаруживают большое разнообразие, православные толкования крестного знамения, как правило, мало отличаются друг от друга; существенно при этом, что они ближайшим образом соответствуют Символу веры. Надо полагать, что соотнесение крестного знамения с Символом веры также восходит к древней практике катехизации: Символ веры вообще представляет собой основной текст, произносимый при катехизации, подобно тому как крестное знамение представляет собой основное действие, при этом совершаемое.

Крестное знамение и никейский Символ веры

Можно сказать, что согласно этим толкованиям крестное знамение призвано выразить то же догматическое содержание, которое в словесной форме выражено в исповедании веры: крестное знамение предстает, таким образом, как идеографическое соответствие этому тексту. Действительно, положение руки на чело символизирует пребывание Бога на небе и рождение Христа от Бога Отца (в Символе веры: «Иже от Отца рожденнаго прежде всех век»); движение вниз выражает сошествие Христа с неба на землю (Символ веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»); перенесение руки вверх на правое плечо соответствует словам: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца»; наконец, перенесение руки справа налево означает отделение праведников от грешников на Страшном суде («И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым»). При этом само изображение креста, разумеется, должно символизировать распятие («Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате»).

Сошествие во ад в православных толкованиях крестного знамения

Это основное и исходное содержание может быть распространено некоторыми дополнительными моментами христианского вероучения, отсутствующими в никейском Символе веры; так, может считаться, что движение руки сверху вниз символизирует не только сошествие Христа на землю (Боговоплощение), но и сошествие его во ад, что отвечает так называемому апостольскому Символу веры. Апостольский Символ веры появился на Западе в VI—VII веках (он принят в католической и протестантской церкви, будучи неизвестен в православной традиции), но упоминание в нем сошествия во ад, по-видимому, восходит к ранним восточным исповеданиям веры. Упоминание сошествия во ад в православных толкованиях крестного знамения в принципе может объясняться западным влиянием; не исключено, однако, что оно отражает ранние исповедания веры, предшествовавшие принятию никейского Символа.

Божественная история и Божественная природа в крестном знамении

Таким образом, согласно православным толкованиям движением руки при совершении крестного знамения передается Божественная история (которая является одновременно и историей человеческого спасения); вместе с тем способ сложения перстов призван выражать Божественную природу (единство Бога в трех лицах или соединение во Христе Божественного и человеческого начала). Иначе можно сказать, что движением руки в православной традиции передается сюжет, связанный с временем, то есть с человеческой историей, а перстосложением — неизменная сущность Божества.

Символическое выражение богословской истины

Как движение руки, так и сложение перстов при совершении крестного знамения выражает у православных основные догматические идеи; соответственно, тому или иному способу его совершения придается принципиальное значение. Отсюда, в частности, споры о перстосложении могут иметь на Руси именно вероисповедный характер.

Приведем описание крестного знамения у Христофора Ангела (1575—1638), грека, который в 1608 году уехал в Англию и в 1619 году издал в Кембридже сочинение о своих соотечественниках: «Каждый... полагает три соединенные перста сперва на челе, в знак того, что Святая Троица находится на небе; а потом полагает на чреве в означение того, что Сын и Слово Бога сошел на землю, и воплотился, и распят был, и умер за наши грехи. Далее полагает на правом плече, показывая, что он восшел из ада и воссел одесную Отца; наконец, полагает на левом плече, выражая [мольбу], чтобы он не оставил нас ошуюю [на Страшном суде], но избавил нас от левой страны... И таким образом знамение это изображает Крест Христов, то есть возложение руки на чело и на чрево, потом перенесение ее на правое и левое плечо образует вид креста и указывает на Крест Христов, то есть что Христос был распят за наши грехи».

Осенение себя крестным знамением понимается в православной традиции как исповедание веры, которое должно предельно точно выразить богословское и прежде всего догматическое содержание православного вероучения: можно сказать, что крестное знамение предстает как символическое выражение богословской истины. Тем самым правильное начертание крестного знамения оказывается необходимым условием православного вероисповедания: отклонение от принятого способа креститься столь же недопустимо, как отклонение от текста Символа веры; такое отношение, в частности, проявилось в расколе Русской церкви, когда патриарх Никон предписал креститься не двумя, а тремя перстами: изменение перстосложения привело к вероисповедному конфликту.

По материалам: Б. А. Успенский.  Крестное знамение и сакральное пространство

Источник: http://ec-dejavu.ru/s/Sign_of_the_Cross.html


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Личная молитва — каждый может говорить с Богом
Личная молитва: что надо знать о беседе с Богом
Начинаем учебный год с молитвы за учащихся
Молитва за учащихся и учебный год без кошмара
Как появилась мода на чтение акафистов?
Чтение акафистов: в чем главные причины народной популярности
Что изображено на иконе «Всевидящее око»
Икона всевидящее око значение
Показать еще
Комментарии