Масленица: между православием и язычеством
Содержание:
14 марта 2016 года для православных начинается Великий пост — время усиленной молитвы, покаяния и ограничения себя в пище, развлечениях.
Умеренное ограничение
Очень сложно без подготовки отказаться от скоромной пищи и настроить себя на молитвенный лад. Чтобы сгладить этот переход, в церковном календаре есть Сырная неделя. Это семь дней до начала поста, во время которых верующие уже не вкушают мясную пищу, а лишь рыбу и различные молочные продукты.
Чтобы настроиться на молитву и покаяние, христиане должны попросить прощения у тех, перед кем провинились. В эти дни принято ходить друг к другу в гости и избавляться от тяжести обид. Воскресенье накануне поста называют Прощеным. Этот день — последняя возможность примириться с обидчиками и подготовиться к Великому посту.
Многим Сырная неделя более известна как Масляная. Но какой смысл в нее обычно вкладывают современные люди?
Между православием и язычеством
Возможность ограничить себя в пище превращается в объедание блинами. Ведь «блинное меню» на этой неделе предлагают не только заботливые хозяйки, но и различные кафе и рестораны.
Визит в гости и примирение с обидчиком превращается в поход к друзьям, пресыщение пищей и распускание языков. А Прощеное воскресенье вообще подменяется народными гуляньями.
Люди веселятся, водят хороводы, сжигают соломенное чучело Зимы, чтобы якобы быстрее наступила весна. И конечно, поедают блины, ватрушки, всевозможные угощения.
Такими «празднованиями» мы отдаляемся от Бога и приближаемся к язычеству.
В верованиях наших далеких предков Масленица была временем проводов зимы и встречи весны. От радости люди водили хороводы и пели соответствующие песни. Они пекли блины — круглые, горячие, своим внешним видом напоминавшие солнце. А чтобы весна наверняка пришла, верили славяне, надо сжечь соломенное чучело, символизирующее зиму.
После принятия христианства эти обряды потеряли свое значение либо ассимилировались с православными традициями. Но не совсем. Во многих деревнях сохранилось языческое «настроение праздника».
Прощай, мясо — здравствуй, Масленица!
В последние десятилетия пережитки массовых гуляний начали активно возвращаться. Городские власти поддерживают организацию празднований с хороводами, сжиганием соломенных чучел, перепрыгиванием через костер, катанием на лошадях и, конечно, поеданием блинов.
У католиков также принято не менее весело проводить неделю перед Великим Постом. Вот только называется она карнавалом. Если дословно перевести с итальянского, то получится «Прощай, мясо». То есть, здравствуй, Масленица.
В это время приняты массовые шествия, переодевания в различные костюмы, театрализованные действия и, конечно же, приготовление разных блюд, которыми угощают всех желающих.
Умеренность и пресыщение
Получается, что и Масленица, и карнавал далеко отошли от первичного смысла последней недели перед постом. Вместо постепенной умеренности они предлагают другой путь. Сначала повеселись на полную катушку, наешься до отвала, а потом начинай поститься.
Но на пагубность таких мыслей указывает святитель Тихон Задонский:
Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит Масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина.
Поэтому каждому верующему стоит задуматься: какой смысл именно он вкладывает в Сырную неделю? Не скатывается ли в язычество? Не подменяет ли подготовку к Великому посту массовыми гуляньями? Конечно, это совсем не значит, что от блинов, визитов в гости и любых развлечений стоит отказаться. Совсем нет. Главное — знать меру и постепенно готовиться к началу поста.
О смысле Масленицы рассказывает протоиерей Димитрий Смирнов: