- «…Многоученая речь скорее затемняет, чем просветляет».
- «Особенно молитесь, приступая к слову… и во время ведения речи… Ибо слово от сердца с Божиим благословением не может быть бесплодно».
Святитель Феофан Затворник
- «Которые же от своих помыслов говорят, прежде стяжания чистоты, те прельщены духом самомнения».
- «Различно бывает устно произносимое к научению других слово, по различию способов, коими собирается; ибо иное бывает от учения, иное от чтения, иное от деяния, иное от благодати. Но как вода, всюду одинаковая, но естеству, претворяется и прелагается в свойственное инде ей особое качество по различию лежащего под нею перстного вещества, так что и на вкус бывает то горька, то сладка, то солона, то кисла, так и слово, произносимое разно, бывает соответственно нравственному строю каждого и разное потому производит действие и неодинаковую приносит пользу».
Преподобный Григорий Синаит
«Остерегайся говорить сурово и высокоточно, ибо то и другое крайне ненавистно и заставляет подозревать, что ты очень суетен и слишком много о себе думаешь».
Преподобный Никодим Святогорец
«…Ныне, более нежели когда-либо, настоит крайняя нужда в основательной проповеди и изучении христианства. Но теоретическое изучение требует, чтобы… ему сопутствовало… учение деятельное».
Святитель Игнатий Брянчанинов
- «Не словами… надлежит очаровывать слушателей, но деятельностью руководить зрителей».
- «…Всякое слово, когда не исполнено на деле, не только кажется напрасным и пустым, но обращается в укоризну, особливо если произнесено проповедником. Чем с большею готовностью стараются воспользоваться им, тем более все не доверяют ему, даже почитают его поводом к смеху. Посему должно наипаче сперва делать, а потом говорить; если же не угодно делать, то и не говорить».
- «У премудрости божественной речь идет наравне с землею, а мысль небошественна; у мудрости же внешней образ выражения блестящий, а дело пресмыкается по земле… Красноречие может быть орудием премирной мудрости, если будет ей служить, как тело душе или как лира играющему на лире, не внося от себя ничего нового, но истолковывая ее небошественные мысли. Если же извращает оно порядок и, когда должно быть в рабстве, почтет для себя возможным управлять, лучше же сказать, самовластвовать, то по справедливости будет осуждено на изгнание».
- «…Если жизнь препобеждает слово, и сердце — язык, то должно образовать сперва сердце, а потом язык».
- «…Кто при своем незнании берется учить, тот, будучи одержим крайним невежеством, не способен будет и учиться, потому что в нем не даст сему места мысль о своем знании».
Преподобный Исидор Пелусиот