X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Сретение Господне — встреча человека с Богом

Содержание:

15 февраля Православная Церковь отмечает Сретение Господне. Этот праздник принадлежит к числу двунадесятых и знаменует особую встречу: благочестивого Симеона с Богомладенцем Христом. Что же на самом деле произошло тогда, на 40-й день после рождения Спасителя? Какой смысл это имеет сегодня?

Икона Сретения

Ветхозаветная традиция

На 40-й день после рождения Богомладенца Христа Пресвятая Богородица вместе с Иосифом Обручником пришли в Иерусалимский храм. Закон Моисеев предписывал приносить в храм всех первенцев — первых сыновей — для посвящения их Богу. Кроме этого, в знак благодарности Господу родители жертвовали двух голубей.

Почему именно на 40-й? Эта традиция берет начало с ветхозаветных времен. Столько, согласно книге Левит, длился период очищения для женщины, родившей ребенка мужского пола.

Сретение Господа Иисуса Христа с Симеоном Богоприимцем

В Иерусалимском храме Богомладенца встретил некий Симеон, в Евангелии названный мужем праведным и благочестивым. Христианская традиция нарекла его Богоприимцем.

Симеон взял на руки маленького Иисуса и произнес слова, прозвучавшие как пророчество:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля

То есть он точно знал, с Кем только что встретился: Симеон Богоприимец назвал маленького Иисуса Владыкой. Но что означала речь старца?

Икона Симеона Богоприимца

Ждал встречи с Богом… 300 лет

Священное Предание свидетельствует, что Симеон принадлежал к числу 72 толковников, приглашенных египетским царем Птолемеем II для перевода Писания на греческий язык. Однажды, работая над книгой пророка Исайи, он решил немного отредактировать текст. Как такое может быть — «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» — усомнился Симеон. Наверняка «жена»!

Но только он решил исправить эту «ошибку», Ангел остановил его. Посланник Божий сказал, что Симеон не умрет до тех пор, пока не увидит рожденного от Девы.

Согласно Преданию, старцу пришлось не один век ждать Сретения Господнего. Он прожил 360 лет. И вот, наконец, ведомый Духом Святым, Симеон пришел в Иерусалимский храм, чтобы встретить Того, кого так давно жаждал увидеть.

Феофан Затворник так написал об этой встрече:

В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству

Пророчества Симеона и Анны

Готовыми воспринять речь и пророчество Симеона Богоприимца оказались не только Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник. Евангельский сюжет упоминает еще и некую престарелую вдову Анну Пророчицу. Значительную часть своей жизни она провела в Иерусалимском храме, пребывая в непрестанном посте и молитве.

Симеон Богоприимец и Христос

За такие духовные труды Бог и открыл ей большую тайну — что это за Младенец. Из евангельского чтения в праздник Сретения Господнего мы узнаем, что пророчица Анна «славила Господа и говорила о Нем».

Но вернемся к Симеону. Он не только обратился к маленькому Иисусу. Не только сказал, что в мир пришел Спаситель, свет, просвещающий язычников, и слава для израильского народа. Симеон Богоприимец также заговорил с Девой Марией. Старец указал, какой путь ждет Иисуса:

Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий

Одни будут слушать и принимать Его, а другие — ненавидеть и желать смерти. Не принявшие Христа — падут, а последовавшие за Ним — восстанут, то есть спасутся.

Падение и восстание многих также можно понимать как разрушение телесных страстей и восстание человека для вечной жизни, избавление его от следствий первородного греха.

Пресвятой Богородице тоже придется нелегко. Ей, по словам Симеона, «оружие пройдет душу». Через 33 года это и свершилось, когда Мария стояла и смотрела на крестную смерть Сына. Ее сердце словно пронзил острый меч.

Сретение Господне и иконография

На иконе праздника обычно изображают пять фигур. По центру — Богомладенец, Богородица и на возвышении — Симеон Богоприимец. В некоторых сюжетах Дева Мария передает Сына старцу, но чаще Симеон уже держит маленького Иисуса на руках. Голова его склонилась над Младенцем, словно старец произносит перед Ним свою молитву-пророчество.

По левому краю изображают Иосифа Обручника с двумя голубями в руках, а по правому — пророчицу Анну. Благочестивая вдова выглядит по-разному. Иногда она просто стоит за спиной Симеона, на других же иконах ее взор обращен к небу.

Но в некоторых сюжетах Сретения Господнего пророчица Анна держит в руках свиток с надписью: Сей Младенец сотворил небо и землю, что указывает на сочетание во Христе человеческой и божественной природы.

Сретение Господне и иконография

Смысл праздника и традиция освящения свечей

Церковь всегда с особым пиететом относилась к евангельскому повествованию о встрече Богомладенца со старцем Симеоном. Но как самостоятельный праздник в церковном календаре Сретение Господне впервые стали отмечать в Риме в конце V века. В те времена были распространены массовые шествия со свечами, до сих пор сохранившиеся в католицизме. Символически они связаны со словами старца Симеона: …Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников...

В первой половине VI века праздник Сретения Господнего стали отмечать и в Византии, откуда он пришел на Русь. В православии шествия со светильниками не получили распространения, зато со временем появилась традиция освящения свечей. Его чин был введен киевским митрополитом Петром Могилой в 1646 году и вошел в составленный им «Требник».

В молитве из чина освящения заложен тот же смысл, что и в словах Симеона о просвещении:

Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир: излей благословение Твое на свещы сия, и освяти я светом благодати Твоея

К сожалению, современному человеку свойственно подменять смысл праздника традициями и «красивыми» обрядами. Поэтому важно понимать, что суть Сретения Господнего не в красной строке из церковного календаря и тем более не в освящении свечей. Смысл праздника даже выходит за пределы евангельского повествования о встрече старца Симеона с Богомладенцем.

Для каждого отдельного человека сущность Сретения выражается в вопросе: «А состоялась ли моя встреча с Богом?» Одним уже посчастливилось пережить этот опыт, а другим нужно еще ждать и ждать. Но пример 360-летней жизни Симеона Богоприимца показывает, что в этом ожидании заложен сокровенный смысл.


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
19 января — Крещение Господне, праздник воды и света
Крещение Господне — 19 января
Введение во храм Пресвятой Богородицы: чему нас учит пример трехлетней Марии?
Введение в храм Пресвятой Богородицы: пример 3-летней Марии
Рождественский пост — время для усиленной молитвы и покаяния
Рождественский пост — время для молитвы и покаяния
Покров Пресвятой Богородицы — день молитвы, а не свадеб и гаданий
Покров Пресвятой Богородицы — не день свадеб и примет
Показать еще
Комментарии
А
2016-02-18 11:06:21
На благочестивом Симеоне был особый промысел Божий. Он прожил 360 лет именно потому, что ему было велено: не умрешь, пока не увидишь рожденного от Девы.
А сколько жить вам, Сергий Иванов, известно только Богу. Но важно помнить: за пределами земной жизни каждого человека ждет вечная жизнь.
0
Лайк
Ответить
А
2016-02-18 11:02:50
Зима с весной встречается — часто можно услышать такое объяснение Сретения. На самом деле это отголоски "языческого прошлого" славян. Евангелие от Луки (глава 2, стихи 22-35) дает понимание того, о какой встрече вспоминают 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова.
0
Лайк
Ответить
Иванов Сергий
2016-02-15 12:54:49
кто расскажет как человек может прожить 360 лет?! И я хочу.
0
Лайк
Ответить
Поломник К
2016-02-14 22:35:17
А мне говорили что лето с зимой встречается. Обманували.
0
Лайк
Ответить