Толкование Символа веры
Никео-цареградский Символ веры |
Столпами Церкви являются догматы – основные богословские истины. Они даны нам Господом, поэтому нельзя менять их количество и содержание. Христианином является тот, кто признает истиной каждый догмат христианской веры. Чтобы человек мог держать их в сердце и уме, они кратко изложены в Символе веры. Современный Символ веры складывался в течение многих веков, по мере постижения людьми учения Христа. Его исповедание является непременным условием для принятия Таинства Крещения.
Символ веры состоит из 12 членов, каждый из них выражает одну из важнейших богословских истин. Поэтому важно не только знать наизусть краткое изложение догматов христианства, но и понимать их толкование. Давайте коротко разберем каждый член Символа веры.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Я верую во единого Бога Отца: верю, что Бог всё содержит в Своей власти и всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимый и невидимый мир. Этими словами мы говорим о том, что уверены, что Бог есть, что Он есть один и нет другого, кроме Него, что всё, что существует (как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном), то есть вся необъятная Вселенная создана Богом. И мы всем сердцем принимаем эту веру. Вера — это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему.
Бог един, но не одинок, потому что Бог един по своему существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Дух Святый — Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех бесконечно любящих друг друга лиц.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Я верую, что Господь наш Иисус Христос — это тот же Единственный Бог, второе лицо Святой Троицы. Он — Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени ещё не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с солнцем. Он — истинный Бог, рожденный истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, единосущен Ему.
Имже вся быша означает, что всё существующее сотворено Им, как и Богом Отцом — Творцом неба и земли. Это означает, что мир сотворен Единым Богом — Святой Троицей.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Я верую, что Он для спасения нашего рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую, и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом. Стал Богочеловеком.
Святая православная церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, так как она Матерь Самого Господа.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
Я верую, что Господь Иисус Христос во время римского правителя Иудеи Понтия Пилата был распят на кресте за нас — людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен.
Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
Я верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Господь Иисус Христос по-настоящему умер за нас — как истинный бессмертный Бог, и поэтому Он воскрес!
Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, то потому и сказано: "по Писаниям". Слова "по Писаниям" относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа веры.
Иисус Христос умер в Великую пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени воскресеньем. Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня.
6. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца.
Я верую, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.
Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.
Седяща одесную Отца означает по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.
Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий, и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
Паки — опять; грядущаго — Того, Который придет.
Я верую, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.
Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли.
По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную — за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.
8. (Верую) И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Иже от Отца исходящаго — Который исходит от Отца; Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима — Которому следует поклоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. Глаголавшаго пророки — говорившего через пророков.
Я верую, что третье лицо Святой Троицы — Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Верую, что Дух Святой — Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную людям. Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном, и Ему следует так же поклоняться и прославлять Его. Верую и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все священные книги.
Говорим мы здесь и о главном в нашей вере — о тайне Святой Троицы: наш единый Бог — это Отец, и Сын, и Дух Святой. Дух Святой открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.
9. (Верую) Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Я верую в единую Святую, Соборную (в которой участвуют все верующие), основанную апостолами Церковь.
Здесь мы говорим о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собой верой и любовью Христовой, священноначалием и Святыми Таинствами.
Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью, Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеем всех в совокупности людей, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу и которое называется храмом Божиим.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Я признаю и открыто объявляю, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять крещение.
В Символе веры упоминается только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами.
Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа или спасительная сила Божия. Святая православная церковь содержит семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.
11. Чаю воскресения мертвых.
Я с надеждой и уверенностью ожидаю (чаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут.
Воскресение мертвых последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему они будут те же, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел: они будут духовны — нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно из тленного обратится в нетленный.
12. (Чаю) И жизни будущаго века. Аминь.
Я ожидаю, что после воскресения мертвых совершится суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость соединения с Богом. Слово аминь означает подтверждение — истинно так! Только так может быть выражена истина нашей веры и никем не может быть изменена.
Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий
О. С. Барило. Православие для детей