X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Зачем учить Символ веры и когда крестили в ранней Церкви

В жизни христианской Церкви с давних пор занимал и продолжает занимать особое место так называемый Символ веры: сравнительно краткое исповедание того, во что верит Церковь. Слово «символ» в его первоначальном значении можно перевести так: то, что «держит вместе, соединяет, содержит». Так вот, Символ веры именно содержит все эти истины, в которые верит Церковь. Они необходимы для человека, для полноты его жизни и для спасения от греха и духовной гибели.

Исторически Символ веры возник как катехизис для новообращенных, то есть готовящихся к принятию Таинства Крещения. В древности принимали крещение главным образом взрослые. Как и в наши дни, люди приходили к вере, принимали Христа, желали вступить в Церковь, стать членами церковной общины – каждый в итоге своего особого пути. Всякая встреча человека с Богом есть тайна благодати Божией, проникнуть в которую нам не дано. Одни приходят к Богу в страдании и горе, другие в радости и счастье. Так было, так будет всегда.

Христианская жизнь новоуверовавшего начиналась с того, что его приводили к епископу местной церкви, и тот начертывал рукой крест на лбу нового христианина, как бы ставя на нем метку Христову. Человек пришел к Богу, поверил во Христа. Теперь ему надлежит узнать содержание веры. Он становится учеником, его начинают, как говорится в церковных книгах, оглашать. Христианство – это не эмоция, не просто чувство, нет, это – встреча с Истиной, это – трудный подвиг приятия ее всем существом. Как человек, страстно любящий музыку, для того чтобы исполнять ее, должен пройти через трудное обучение, так и поверивший во Христа, полюбивший Христа должен теперь осознать содержание своей веры и то, к чему она обязывает.

Накануне праздника Пасхи – в ранней Церкви крещение совершалось в пасхальную ночь – каждый готовящийся к крещению торжественно читал Символ веры, совершал «отдачу» его, исповедовал его приятие и свое вступление в единство веры и любви. У каждой большой местной церкви – Римской, Александрийской, Антиохийской – был свой крещальный Символ веры, и хотя все они были повсюду выражением единой и неразделимой веры, в стиле, фразеологии разнились между собой. В начале IV века в Церкви возникли большие споры, касавшиеся основного христианского учения о Христе как о Боге. В 325 году в городе Никее собрался Первый Вселенский собор. На нем был выработан общий, единый для всех христиан Символ веры. Спустя несколько десятилетий на Втором Вселенском соборе в Константинополе Символ веры был дополнен и получил название никео-царьградского, общего для всей вселенской Церкви. Наконец Третий Вселенский собор в Ефесе в 431 году постановил, чтобы этот Символ оставался навеки неприкосновенным, чтобы, иными словами, не делалось к нему больше дополнений.

С тех пор вселенский Символ веры поется или читается в церквах на каждой литургии. Он есть всеобщее, для всех обязательное выражение Церковью своей веры. И потому всякий желающий узнать, во что верит Церковь, в чем наша вера, в чем та Истина, которую несет христианство миру, –  находит ответ в Символе веры.

 

Протопресвитер А. Шмеман. Воскресные беседы

Источник: http://otechnik.narod.ru/shemanvb_1.htm


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Личная молитва — каждый может говорить с Богом
Личная молитва: что надо знать о беседе с Богом
Начинаем учебный год с молитвы за учащихся
Молитва за учащихся и учебный год без кошмара
Как появилась мода на чтение акафистов?
Чтение акафистов: в чем главные причины народной популярности
Что изображено на иконе «Всевидящее око»
Икона всевидящее око значение
Показать еще
Комментарии