Как стать святым, или Рожденные для территории рая
Содержание:
Какой может быть реакция среднестатистического человека на утверждение: «Цель человеческой жизни в том, чтобы стать святым»? Один покрутит пальцем у виска, уверенный, что наткнулся на очередного «религиозного фанатика». Другой вспомнит иконы с нимбами в храме и подумает, что вряд ли сможет быть таким. А кто-то вообще ответит, что просто хочет быть «нормальным» человеком, иметь семью-квартиру-машину-отпуск на море — и хватит с него. Но только ли для земного существования создал нас Бог?
Стать святым — замысел Бога о человеке?
Согласно православному учению, Всевышний сотворил человека для обожения и вечной жизни. Но первые люди нарушили заповедь о невкушении плодов с дерева познания добра и зла. Так человек стал подвластен порокам, болезням, смерти.
Чтобы снова вернуть надежду на вечную жизнь, в мир пришел Иисус Христос. Своей крестной смертью и воскресением Он перечеркнул действие первородного греха.
Игуменья Домника из Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге говорит:
Бог избрал нас в Господе Иисусе Христе до создания мира, и Он замыслил нас именно святыми. Спаситель принес Себя в жертву за нас все с той же целью — чтобы вернуть нас к первозданной святости
Это значит, что земными пределами жизнь человека не заканчивается. Обещанное Царствие Небесное действительно существует. Но в него сможет войти только тот, кто стал святым.
Что такое «святость» и можно ли ее достичь?
Во-первых, святость — атрибут Бога. Свят, свят, свят Господь
— поется в «Прославлении».
Во-вторых, это особое чистое духовное состояние, доступное всем людям, которые соединились с Богом.
В Библии написано, что Господь создал человека не только по образу Своему, но и по подобию. Это прямое указание на то, что люди должны сами стремиться быть похожими на Бога. Кажется, все очень просто: если ты с Богом, значит, стал святым! Но как же это — быть с Господом?
Во время пребывания на земле один раз и навсегда достичь этого состояния невозможно. В духовной жизни нельзя дойти до определенного уровня и остановиться. Надо постоянно работать над собой и надеяться на Божью милость.
Частично достигать единства со Христом можно в Таинстве причастия: под видом хлеба и вина человек принимает Тело и Кровь Спасителя. Но разрушить этот союз способен даже самый мелкий порок. Оступались и большие праведники, вот только выбор в пользу пути к Богу и благочестию они делали еще в земной жизни.
Конечно же, стать святым и соединиться с Богом человек может только после физической смерти. Но вот изъявить желание достигнуть святости и своим образом жизни ежедневно подтверждать его — он обязан еще на земле.
Человек всеми своими мыслями, словами и поступками должен стремиться ко Господу. Подробно и доступно об этом написано в Евангелии: в проповедях, притчах, заповедях и, наконец, в самой земной жизни Иисуса Христа.
Алгоритм выглядит проще простого: читаешь, осмысливаешь и воплощаешь в собственной жизни. Если написано: «Не убивай», так и поступаешь, Возлюби ближнего своего, как самого себя
— что мешает этому следовать?
Действовать надо искренне, от всего сердца, ведь формализм несовместим с любящим Богом. Если на словах это легко, то на самом деле — очень сложно. Главное, помнить, что достигнуть святости возможно… хоть в пределах земной жизни и не навсегда.
Из больших грешников — в великие праведники
В этом контексте возникает еще один вопрос: а как быть с большими грешниками? Разве они тоже могут стать святыми? Даже после впадения в тяжелейшие пороки блуда, убийства, воровства, чародейства? Перед тем как ответить, вспомним некоторые примеры.
- Кто первым вошел в Царство Небесное? Разбойник, распятый по правую сторону от Христа. За всю свою жизнь он с лихвой нагрешил. Но Бог принял его предсмертное чистосердечное раскаяние и искреннюю просьбу:
Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» Церковь назвала этого человека не убийцей или злодеем, а «благоразумным разбойником
. - Кем был сначала апостол Павел? Гонителем христиан по имени Савл. Он ненавидел Христа, отправлял последователей Иисуса на верную смерть. Как его почитает Церковь? Как первоверховного апостола, великого проповедника христианства, принявшего смерть за веру.
- С каких фактов начинается житие преподобной Марии Египетской? С описания ее 17-летнего «блудного стажа». И это — православная святая? Да. Потому что последующими 47 годами в пустыни, безмолвии, непрестанной молитве ей удалось смыть все грехи и достичь невиданных духовных высот. В молитвенном же состоянии она даже поднималась в воздух.
Таких примеров можно привести множество. Все они свидетельствуют об одном и том же: и великие грешники могут стать святыми. Более того, им в некотором смысле даже легче. В каком же?
Заблудший понимает, насколько низко он пал. О какой гордости и самомнении может идти речь, когда уже опустился «ниже плинтуса»? Поэтому человек смиряется и укоряет себя. Но это несовместимо с депрессией, заламыванием рук и повторением мантры «О, какой я грешный, жалкий и несчастный».
Если Бог простил разбойника, первоверховным апостолом сделал вчерашнего гонителя христиан и принял покаяние блудницы, то разве он не примет еще одного раскаявшегося грешника?
Иоанн Кронштадтский пишет:
Святость не есть завидная доля одних только апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых, — а прекрасная доля всех нас
Несвятые святые
На самом деле праведников больше, чем можно увидеть на иконах или прочесть в духовной литературе.
Они не обязательно жили в монастырях, днем и ночью перебирая четки со словами Иисусовой молитвы. Мы даже не подозреваем, что стать святой может женщина, жившая в соседнем подъезде, всю жизнь смиряющаяся перед жестоким мужем; медсестра, самоотверженно посвятившая себя уходу за больными; командир, на войне отдавший жизнь за подчиненных.
Конечно, их не канонизировала Синодальная комиссия, с них не пишут икон и к их могилам никто не приедет на поклонение. Но, тем не менее, их смирение, любовь и жертвенность принял Бог и удостоил Царствия Небесного.
Пока человек жив, нельзя наверняка говорить, грешник он или святой. Именно история благоразумного разбойника учит, что заслужить Царствия Божьего можно и в последний момент своей жизни. И наоборот: даже перед смертью можно предать Христа.
Подводить итог бытия каждого может только Бог. Но человек вправе сам выбирать: идти к Богу и надеяться стать святым или отстраниться от Христа и даже не пробовать выбраться из греховной бездны.