X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Добродетель смирения как основа святости

С чего начинается православная вера? С принятия того, что Христос пришел, пострадал за нас и воскрес? Или – с осознания своей греховности? Православная Церковь учит, что главное – второе, потому что в нем – добродетель смирения.
добродетель смирения_0Удивительное на первый взгляд дело: следовали за Христом и становились Его учениками по большей части малограмотные рыбаки, простые люди, раскаявшиеся вчерашние грешники. Книжники же и публичные «праведники» – фарисеи следовали за Ним месяцами, но так и не очистили своей совести, не раскаялись в грехах. Они были свидетелями многих чудес, совершенных Христом, но не изменились.

Расслышать обличения во грехах им мешала собственная гордость, гордыня – страсть, поразившая когда-то даже некоторых ангелов, превратив их в бесов. Главное, что лежит в основе святости человека, антипод гордости – христианская добродетель смирения.

Не всякие добродетели одинаково дарованы каждому из святых. Но эта присуща каждому. Без нее нет святости в человеке.

Свои кротость и смирение сердца Спаситель ставил всем в пример. Без них не достигается не только духовное совершенство, но и вообще спокойствие в обычной жизни.

Святые открывают нам, что добродетели между собой связаны как бы родственными связями. По мере развития в себе одной из них, неизбежно приходят и остальные. И все они растут как родные сестры – одновременно. То одна чуть быстрее, то другая. Но в этом порядке первой является добродетель смирения. Она не имеет предела совершенства.

Эта добродетель оберегает от гордости во все дни жизни человека и даже при переходе в вечность. Умирая телом, святые подвижники, чья слава уже была известна и в дальних краях христианского мира, продолжали искренне считать себя недостойными земных и небесных благ за свои прегрешения. Хотя Господь уже прославлял их святость, являя через них множество чудес и дар рассудительности.

Особенно тонкое и неприметное искушение для всякого человека – высокое мнение о себе. Именно в нем скрываются такие недуги души как гордость и тщеславие. И основное лекарство от них – добродетель смирения.

Тот, кто видит себя смиренным, тот наверняка еще очень далек от этого идеала. А поводов для мнения о себе находится предостаточно. Это – любые, даже малые успехи, и соответствие тому, что считается общепринятым, модным. Особенно преуспели в развитии этого порока современные психологи, старающиеся лишь успокаивать клиента и потакать его страстям, стараясь «принимать его таким, как он есть».

Христос же учил не лукавить, а раскрывать свои пороки и страсти и решительно избавляться от них, начиная после покаяния новую святую жизнь.
добродетель смирения_1
Отдельный повод приобрести ложное мнение о себе – христианская духовная жизнь (посты, молитвословия, начитанность).

Эту добродетель можно укреплять, вспоминая свои прошлые грехопадения и внимательно наблюдая за греховными поползновениями собственных мыслей. Сверяя с Евангелием себя настоящего, а не мнимого, нельзя не прийти к покаянному мнению о себе.

Обойти же добродетель смирения стороной и при этом быть верующим и хотя бы сколько-нибудь святым – абсолютно невозможно.


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Как победить в себе грех осуждения?
Грех осуждения: причины возникновения и борьба с ним
«Помни последняя твоя», или Что такое память смертная?
Память смертная — прямой путь к покаянию
Как получить спасение души православному христианину
Спасение души православного человека
Духовное смирение в христианстве
Как проявляется духовное смирение в христианстве
Показать еще
Комментарии