X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

«Помни последняя твоя», или Что такое память смертная?

Содержание:

Среди некоторых «неудобных» тем для большинства людей первое место, пожалуй, занимают мысли о неизбежности конца здешнего, земного существования. «Неудобной» она является не только для неверующих: многие православные тоже зачастую не хотят или не умеют думать о смерти правильно, отодвигая данные размышления на задворки времени. При этом думать о ней не только желательно, но и спасительно, как учили святые отцы.

Надпись и черепа в костнице

Memento mori: «странная» добродетель

Что же такое память смертная и почему она так важна? Это частое или непрестанное воспоминание о близости своей кончины, суетности и бренности всего земного, быстротечности жизни, размышления на тему вечности и посмертного воздаяния. Такие мысли, конечно же, не могут быть приятными для того, кто не верит в жизнь вечную, для кого мир ограничивается существующими «здесь и сейчас» реалиями. Поэтому любые намеки на возможность внезапной смерти ими отвергаются, по этой же причине и своих родных-друзей неверующие хоронят быстро и «невнимательно».

Поскольку люди живут одной жизнью, всецело предаваясь мирским интересам, то и провести ее они хотят весело и комфортно, не задумываясь о последствиях. Однако веселье это как раз и обличает высшую степень отчаяния, им-то человек и пытается отогнать от себя любые размышления о смерти, перед лицом которой он оказывается совершенно беспомощен. Все ценности этого мира: слава, богатство, власть, успех и прочие — оказываются ничего не значащими в контексте вечности. Об этом очень красочно повествует известная притча о безумном богаче (Лк. 12:16–21).

В Римской империи существовала такая традиция: во время триумфального входа после одержанной победы позади прославившегося полководца специально ставили раба, чтобы тот напоминал ему: несмотря на славу, ты такой же смертный, как и все. Надпись «memento mori», что означает «помни, что умрешь», там вывешивали также и во время пиршеств. В средневековье она употреблялась в качестве приветствия в некоторых монашеских орденах.

Человек со склоненной головой

Зачем нужно помнить о близости кончины?

Лучше всего о значении памяти смертной говорит часто цитируемая фраза из Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова : Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7:39). Она означает, что если человек будет жить в постоянном памятовании о смерти, о возможности в любой момент предстать перед Судом Божьим, то ему очень сложно будет согрешить, он этого никогда не захочет. Именно такая оборонительная от греха функция, пожалуй, является самой главной для данной добродетели.  

Кроме того, она помогает нам освободиться от земных привязанностей и пристрастий, обращает ум к мыслям о вечности. Постоянные размышления о смерти позволяют человеку с высокой позиции посмотреть на происходящее, на все «мелочи жизни», трезво оценить свои страсти, о чем писал архимандрит Софроний (Сахаров):

Смертная память есть особое состояние нашего духа, совсем не похожее на всем нам свойственное знание, что в какой-то день мы умрем. Она, сия дивная память, выводит дух наш из земного притяжения. Будучи силою, Свыше сходящею, она и нас поставляет выше земных страстей, освобождает от власти над нами временных похотей и привязанностей, и тем делает нас естественно свято живущими. Хоть и в негативной форме, она, однако, плотно прижимает нас к Вечному.

Память смертная позволяет иначе, другими глазами посмотреть не только на себя, но и на окружающих нас. Если бы мы, к примеру, всегда могли представлять, что разговор с любым человеком, с которым нам приходится сталкиваться, может оказаться последним, то многих конфликтных ситуаций, о которых мы, безусловно, когда-то будем сожалеть, можно было бы избежать. Она учит также ценить каждый момент жизни, взвешивать каждое сказанное слово и совершаемый поступок.

Картина Страшного Суда

Святые отцы о памяти смерти

Святые отцы также говорили о смертной памяти как о важной основе всех других христианских добродетелей. Она также является началом истинного Богопознания, как писал об этом Исаак Сирин: Первая мысль, которая по Божию человеколюбию западает в человека и руководствует душу к жизни, есть западающая в сердце мысль об исходе сего естества.

Более того, все прочие добродетели, не основанные на памяти смертной, могут погубить подвизающегося человека, развить в нем гордыню. Данная память является залогом смирения для него, непревозношения над другими. Вот как об этом высказывался преподобный Силуан Афонский:

Когда душа помнит смерть, то приходит в смирение, и вся предается воле Божией, и желает быть со всеми в мире и всех любить.

Священник Александр Ельчанинов писал: Нельзя жить истинной и достойной жизнью здесь, не готовясь к смерти, не имея постоянно в душе мысли о смерти — о жизни вечной.

Человек перед окном думает

Причины и виды страха

Почему же размышления о смерти так страшат человека, наводят на него панический ужас? Во-первых, нужно сказать, что такой страх является вполне естественным, поскольку наша смертность стала последствием греха, а вот он и неестественен для человеческой природы изначально. Поэтому вспомним, что даже Сама безгрешнейшая из всех людей Пресвятая Богородица, хотя и ждала перехода в вечность, но тоже готовилась к нему.

Но виды страха бывают разные, преимущественно человек боится внезапной смерти. Понятие о ней у христианина несколько иное, чем у неверующего, но разберемся с этим по порядку. Прежде всего, существует страх перед физической смертью как концом всего. По сути, это является своеобразной пыткой неизвестностью, будет ли что-то дальше или там действительно пустота.

Такой вид боязни характерен только для людей неверующих или сомневающихся. Причем наличие этого страха как раз свидетельствует о том, что абсолютных атеистов на свете не так уж много: если кто-то уверен, что дальше, за гробом ничего не будет, то чего же бояться?

Память смертная тоже предполагает разумный страх, полностью его преодолеть она не способна. Авва Дорофей говорил о двух его видах: первоначальный страх является боязнью наказания, вечных мук; второй, называемый совершенным, подразумевает боязнь отпасть от любви Божией, от общения со своим Творцом. Понятно, что второй вид как признак любви более совершенной, стоит выше, но и первый для начала вполне подходит. Хуже, конечно же, если нет никакого.

Монах на кладбище

Как приобрести данную добродетель?

Каким же образом приобрести и развить в себе память смертную? Из житийной и святоотеческой литературы мы знаем, как некоторые подвижники в конце жизненного пути ставили себе гроб в келии, иногда даже ложились в него спать. С этого, безусловно, нам начинать не стоит, равно как и заканчивать. Вместо этого предлагается заняться богомыслием, то есть размышлениями о вечности, суетности преходящего мира, посмертной участи души и так далее.

При этом представлять Страшный Суд Божий, как и всю атрибутику смерти, последующие мытарства, видимо и наглядно строго не рекомендуется. От этого человек может сильно повредиться. Размышлениям о смерти весьма способствует пребывание на погребениях знакомых людей, на кладбищах, возле тяжелобольных. Но это все можно назвать вспомогательными средствами, которые служат больше для укрепления уже существующей памяти смертной.

Являясь, по сути, даром Божиим, памятование о конце жизни лучше всего обретается через очищение души, через веру. Чем глубже в человеке вера, тем больше он начинает бояться смерти не как смерти, а как суда над своей душой, — говорит схиигумен Авраам (Рейдман). Веру же можно возгревать через чтение Евангелия, святоотеческих книг, но более всего через молитву, и, в первую очередь, молитву Иисусову. О даровании же памяти смертной мы просим ежедневно также и в вечерних молитвах.

Монах в костнице

Как относиться к концу земной жизни по-христиански?

Наверное, правильно будет сказать, что к смерти христиане должны относиться как к некоему священному Таинству. Об этом поется и в одном из заупокойных стихов: Что сие еже о нас бысть таинство? Чужая кончина всегда имеет назидательное для нас значение, заставляет задуматься и о своей посмертной участи. Однако в православии не принято безмерно скорбеть, поскольку умерший не исчезает бесследно, не уходит в безвестность. Его бессмертная душа, мы верим, соединяется с Богом, фактически возвращается после долгого и многотрудного путешествия домой, в покой.

Размышления о смерти как раз учат нас смотреть на кончину спокойно (но не безразлично), благоговейно и с пользой для души. Это очень хороший стимул для покаяния, которое, мы знаем, возможно принести только в этой жизни. Именно в этом смысле для православных бывает страшна внезапная кончина, без подготовки и покаяния. И вот почему еще эта христианская добродетель (память смертная) так важна.

В то же время мысли о конечности земного жития не должны вводить человека в уныние или отчаяние. Держи ум свой во аде и не отчаивайся, — эта «формула» была подсказана Силуану Афонскому во время очередного искушения.

Она означает, что мы искренне должны считать себя достойными адских мучений, но при этом всегда надеяться на безмерное милосердие Божие, которое нас обязательно спасет. О том же, чтобы желать смерти, как святые мученики или апостол Павел, нам говорить, конечно, еще рано. Хотя память смертная призывает нас к такой самоотверженной любви стремиться.

О личном опыте общения с умирающими людьми рассказывает митрополит Антоний Сурожский:


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Как победить в себе грех осуждения?
Грех осуждения: причины возникновения и борьба с ним
Добродетель смирения как основа святости
Добродетель смирения основа святости
Как получить спасение души православному христианину
Спасение души православного человека
Духовное смирение в христианстве
Как проявляется духовное смирение в христианстве
Показать еще
Комментарии