X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Как победить в себе грех осуждения?

Содержание:

Грех осуждения является, пожалуй, одним из самых распространенных духовных пороков человечества. Без преувеличения можно сказать, что ему подвержены почти все без исключения, в большей или меньшей степени. Часто, правда, это может не выражаться видимо, не произноситься вслух. Большой проблемой является и то, что многими он не воспринимается как болезнь или порок, а напротив, представляется общепринятой нормой. Между тем, осуждение ближних является одной из самых разрушительных и пагубных страстей из существующих. В чем его опасность и каковы пути преодоления?

Пальцы указывают на человека

В чем заключается опасность греха?

Почему же осуждение других настолько губительно для души человеческой? Ведь ни один праздный разговор, если подумать, не обходится без него. Мы так привыкли рассматривать в микроскоп чужие недостатки и выносить свой приговор, что считаем это даже признаком своей глубокой нравственности и религиозности. Однако, напротив, это говорит о крайне низком уровне нашего духовного развития. Почему?

Осуждая ближних, мы ставим себя на уровень судей над ними, тем самым отнимая это право у Верховного Судии. Не терпя чужих пороков или недостатков, мы ставим такую видимую несправедливость как бы в упрек Творцу, Который, как нам кажется, почему-то медлит и не наказывает грешников. Вот почему грех осуждения является необычайной дерзостью и даже косвенной хулой на Бога.

Но если честно представить себе, что ожидало бы нас самих, случись Суд Божий прямо сейчас, то картина, согласитесь, была бы не из приятных. Особенно если те же мерки, которые мы применяем к другим, были бы приложены и к нам. В Евангелии есть такие слова: Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Мф. 7:1 — 2)

Бревно и сучок в глазу

Каковы главные причины порока?

Для успешной и плодотворной борьбы со страстями, несомненно, важным будет узнать их причину. Точно так же, как и телесную болезнь можно окончательно победить, лишь обезвредив ее очаг, а не уменьшив симптомы. Что же является главной причиной греха осуждения? То же самое, что сделало некогда высшего из всех Денницу ниже всех, — гордыня.

У гордого и самоуверенного человека отсутствует самокритичность. Он способен замечать только чужие недостатки, видеть сучок в глазу ближнего и не замечать «бревна» в своем. И действительно, если бы каждый смог посмотреть на себя со стороны нелицеприятно, стало бы очевидно, что мы являемся гораздо большими должниками перед Богом, чем те, кого мы осудили.

Очень наглядный тому евангельский пример, как мы обычно поступаем с ближними, — притча о немилосердном должнике. Царь простил своему рабу десять тысяч талантов, после чего этот раб сразу же потребовал от своего товарища-должника гораздо меньшую сумму в сто динариев без каких-либо отсрочек. Узнавший об этом царь, конечно же, разгневался и повелел заточить своего должника в темницу, то есть поступил с ним так же, как и тот поступил со своим ближним (Мф. 18:23 — 35). Созвучна ей и Евангельская история о прощении жены-прелюбодеицы (Ин. 7:53 — 8:12).

Вот почему осуждение других всегда основано на неправильной самооценке, на невидении своих грехов, что является весьма ошибочным, неверным и требует большой работы над собой. К тому же мы забываем, что в любой момент согрешающий может покаяться, в то время как мы сами за свое осуждение непременно будем наказаны.

Если осуждаешь ближнего, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь, — говорил преподобный Серафим Саровский. Психология греха осуждения также показывает, что зачастую мы ставим в вину другим то, чем грешим сами, не замечая этого за собой. Или же, по непреложным духовным законам, вскоре впадаем в подобное, только жесточайшее согрешение, в котором осудили кого-то.

Евангелие о прощенной жене

Осуждение и рассуждение: чем они отличаются друг от друга?

Впрочем, все это вовсе не означает, что мы должны быть абсолютно бесчувственны к любому злу, к пагубным страстям человеческим. Опытные духовники говорят о том, что отличать грех от добра мы обязаны, что всегда должно иметь место духовное рассуждение. Чем же рассуждение отличается от осуждения, как их распознать?

Критерий здесь довольно простой: если вы не чувствуете к человеку, поступившему худо, плохих чувств, отвращения к нему лично, а напротив, жалеете о нем, то это рассуждение. В противном случае это будет уже грех осуждения. Почему святые отцы и учили, что нужно ненавидеть грех, но любить грешника. Иногда, с пользой для спасения души ближнего, его можно и осторожно обличить. Но делать это позволительно, по словам апостола, только в духе кротости (Гал. 6:1) и любви, иначе мы только навредим и себе, и согрешившему.

Девушки обсуждают кого-то

Сопутствующие страсти

Чаще всего осуждению сопутствуют и другие, связанные с ним греховные навыки, которые также отрицательно сказываются на духовном развитии человека. Среди них можно назвать следующие:

  • зависть;
  • злопамятность;
  • злорадство;
  • самопревозношение;
  • насмешка;
  • подозрительность;
  • любопытство;
  • самодовольство;
  • злословие;
  • мстительность.

От большинства из них можно избавиться, если победить в себе грех осуждения. Как же это сделать?

Пальцы, указывающие на грешника

Борьба с греховным навыком

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) называл самым легким путем ко спасению — не осуждать никого. Но то, что названо здесь легким, на деле оказывается весьма труднодостижимым: настолько глубоко данная привычка въелась в каждого из нас. Мы же приведем только некоторые советы духовных людей, которые помогут это осуществить.

Самое первое — необходимо признаться себе, что грехом осуждения мы все заражены. Второе — должна быть абсолютная решимость и желание от него избавиться. Поскольку сами по себе мы немощны, а борьба со страстями требует огромных сил, то нужно непрестанно просить помощи в этом (как и во всем остальном) у Спасителя. И тогда, видя наше доброе произволение и максимальные усилия, Он поможет.

Просить о помощи можно собственными словами. А можно каждое утро после утренних молитв говорить: Помоги мне, Господи, в сей день никого не осудить. Рекомендуется также читать третью часть известной молитвы Ефрема Сирина: Господи Царю, дарую ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

Действительно, самый же лучший «рецепт», как победить грех осуждения, — всегда помнить и размышлять о собственных грехах. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других, — говорит Серафим Саровский. Святые отцы также образно сравнивали осуждающего с тем, кто идет оплакивать мертвеца в чужом доме, когда у самого дома лежит свой покойник.

Они советовали всем к себе относиться строго, а к другим снисходительно, всех считать ангелами. Это может показаться странным и лицемерным, но если задуматься, то поведение многих людей зависит от того, как мы их воспринимает, как к ним относимся. Конечно, это требует большой работы над собой. Но начинать надо с малого.

Например, если нам не удается воздержаться от мысленного осуждения других, то можно хотя бы попытаться пока удержать свой язык от злословия. Потому что этим мы только умножаем зло, вводим также в искушение и наших собеседников. Кроме того, если в разговоре мы сами слышим, что о ком-то говорят плохо, то лучше от такой беседы отойти. В противном случае мы тоже становимся соучастником греха наравне со злословящим.

В случае, если нам все же не удалось избежать обличительных слов или мыслей в адрес кого-то, то нужно постараться загладить это в дальнейшем хорошими словами о нем. Но наиболее действенным средством в борьбе с грехом осуждения будет искренняя молитва об опечалившем нас. Духоносные отцы советовали даже молиться о согрешившем, как о самом себе, например, такими словами:

Господи, благослови все, кого я осудил (имена), и их святыми молитвами и мя, окаянного, помилуй.

Еще одним эффективным и проверенным средством в борьбе со страстями является врачевание их противоположными добродетелями.

Бабушка с внучкой

Противоположные добродетели

Что же из положительных человеческих качеств можно противопоставить осуждению других? К ним можно отнести, например, следующие:

  • человеколюбие;
  • нелицеприятие (одинаковое отношение ко всем);
  • снисходительность;
  • милосердие;
  • жертвенность;
  • любовь к ближним;
  • сострадание.

Совершенствуясь в них, возможно достичь большого духовного развития, принести истинное покаяние. Теперь оно будет подтверждено не только словами, но и поступками.

Обличение Давида Нафаном

Не судите, да не судимы будете

Очень много примеров о том, как важно воздерживаться от греха осуждения, содержится в древних патериках, в житиях святых. Мы приведем только некоторые из них.

В одном монастыре жил инок, который слыл весьма ленивым и нерадивым. Однако когда он умирал, появился необычайный свет, душу его забирали ангелы в рай. Братия недоумевала. Тогда им было открыто, что единственная добродетель этого монаха — то, что он никого никогда не осуждал.

В другой обители старец как-то строго осудил своего послушника. После этого ночью ему было видение. Перед ним предстал ангел, который держал в руке душу того послушника. Он спросил старца: если сейчас решается участь послушника, куда старец повелит идти его душе — в ад или в рай? И тогда старец осознал, насколько опасно осуждение других, и покаялся.

Один известный подвижник, авва Исаия, однажды увидев, как монах согрешает блудом, прошел мимо, сказав: Если Бог, создавший его, видя это, не пожигает его, кто я, чтобы обличать его?

Другой поучительный пример о том, как важна работа над собой, а не над другими, содержится в житии Моисея Мурина. Как-то братия позвала его на собрание, где должен был пройти суд над согрешившим иноком. Тогда преподобный нашел старую корзину с дырами, наполнил ее песком, с чем и пошел на собрание. Братия спросила его: Что это означает?». На что святой ответил: «Мои грехи сыплются сзади меня, и я не вижу их, а я пришел сегодня, чтобы судить прегрешения другого!

О том, возможно ли полностью избавиться от популярной страсти, и как это сделать, расскажет профессор А. И. Осипов в следующем видеосюжете:


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
«Помни последняя твоя», или Что такое память смертная?
Память смертная — прямой путь к покаянию
Добродетель смирения как основа святости
Добродетель смирения основа святости
Как получить спасение души православному христианину
Спасение души православного человека
Духовное смирение в христианстве
Как проявляется духовное смирение в христианстве
Показать еще
Комментарии