Молитва символ веры — что это такое?
Еще в апостольские времена верующие христиане для напоминания себе христианских истин, использовали «символы веры» и со времен древней Церкви можно найти несколько упоминаний об этом.
С появлением в IV веке новых и ложных мнений о Святом Духе и о Сыне Божьем, символ веры начинает видоизменяться не в лучшую сторону. Поэтому в церковных кругах возникает острая необходимость в его пересмотре, уточнении и дополнении.
В 325 году на Рождество Христово в городе Никее на I Вселенском Соборе были приняты первые семь символов, утверждавшие непоколебимость апостольского учения о Божьем Сыне в противовес александрийскому священнику Арию, где он в своем неправильном учении, которое легло в основу Арианства, рассматривал, что Иисус Христос не является истинным Богом и был создан Всевышним.
Во время II Вселенского Собора в 381 году, прошедшего в Царьграде, он же Константинополь, в сторону ложного учения, основанного Макидонием, — о том, что Иисус Христос подобен Отцу Богу, а Дух Святой не имел никакого участия в их Божестве, — были приняты следующие пять символов, утверждающих истинное учение апостолов о Святом Духе.
Вследствие того, что оба Собора, отвергающих лжеучения, прошли в двух разных городах — это событие исторически получило название Никее-Цареградский символ веры, который представляет собой не что иное, как наиболее точное и краткое изложение принятых на них христианских основ и состоящий из 12-ти основных положений, определяющих истину в православной вере и составляющих ее один из основных догматов.
Ниже приведен текст, перечисляющий все 12 положений. Также следует знать и помнить, что он не является молитвой, поскольку не содержит обращений к святым, ангелам, Пресвятой Богородице и Богу.
1-й. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 1-й член говорит о Боге Отце, со 2-го по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.
2-й. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;
4-й. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
5-й. И воскресшаго в третий день, по Писанием;
6-й. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;
7-й. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8-й. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9-й. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10-й. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
11-й. Чаю воскресения мертвых.
12-й. И жизни будущаго века. Аминь.
(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца;
И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.
(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
Исповедую одно крещение во оставление грехов.
Ожидаю воскресения мертвых.
И жизни будущего века. Истинно так.
Преподобный Серафим Саровский в своем кратком молитвенном правиле для мирян заповедовал читать молитву «Отче наш» (3 раза), «Богородице дево, радуйся» (3 раза) и «Символ веры» — 1 раз.
Произносится он во время таинства крещения теми, кто его принимает, если же крестится ребенок, то он читается восприемниками. Также символ веры поется в храме во время литургии и входит в состав утреннего правила прочтения молитв.