Душа живая или чем человек отличается от животного?
Господь сотворил человека в один день с животными, наделил его теми же свойствами и биологическими механизмами. Отсюда, многие философы считали, что человек и животное равны. Есть системы, например, индуистская, которая даже приравнивает душу человека и душу животного. Но если мы посмотрим на человека в христианском аспекте, то можем найти существенные отличия.
Душа живая
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую»(Книга Бытия 1.20). Это характерный для Ветхого завета оборот. Но «Душа живая» это не наше греческое представление о душе, это не психическая часть человека. «Душа живая» по-еврейски - это не определение, а характеристика живой биологической жизни, наличие витальной силы в организме. Человек, конечно, тоже есть душа живая. Животное умирает и душа живая из животного уходит, поэтому душа животного смертна. В греческом представлении душа животного смертна, потому что в нем есть лишь еврейская «душа живая» и больше ничего.
Есть две версии: смертны ли были животные или бессмертны до грехопадения, два богословских толкования, два теологумена. В любом случае, если мы представим себе, что природа была раньше такой же, как и сейчас вне рая, и существовала как смертная, то размножение означало, что животное живет, размножается, умирает, душа живая умирает, тело разлагается, входит в природу и воспроизводит новое ̶ круговорот в природе. И если человек не был бы человеком, он тоже был бы в этом круговороте. Об этом имеем свидетельство в третьей главе «падший человек возвращается в марксистский водоворот». Из праха вышел и в прах войдешь. Это страшно для человека. Для животного это естественно, у него нет духа Божьего, у него «душа живая», витальная сила.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Книга Бытие 2.7). Человек стал «душою живою», то есть точно так же, как животное, стал биологически жить на земле. Но механизм его выпускания из небытия совершенно иной. В отличие от животного, он начинает жить не по слову Божьему, не по логическому Божьему определению, а после того как в этот прах, землю, набор химических элементов, вдунут дыхание жизни.
Руах - дыхание вечное
Причем в еврейском оригинале употреблено слово «руах», что в писании означает дух Бога, дыхание от Бога вдунутое, дыхание вечное. Это же слово, кстати, означало в древнееврейском писании ветер. Древние евреи считали, что дух Божий можно описать как ветер, который неожиданно налетает и приносит с собой прохладу. Это очень интересный образ, образ прохлады в описании Бога часто встречается « в раю Бог ходил среди прохлады дня». (Если бы Священное Писания писали, скажем, на Чукотке, то, наверное, написали бы, что Бог ходил среди знойного египетского лета). Илья Пророк тоже говорит, что на самом деле Бог в дуновении легкого ветерка. Эта же линия продолжается у Господа в Евангелие в разговоре с Никодимом о веянии духа Божьего и рождении свыше от духа. Там Господь так же говорит о духе, как о ветре, который налетит неожиданно, и удержать его невозможно. Это очень интересный образ духа Божьего. В третьей главе Евангелия вы можете посмотреть конкретные цитаты о духе.
Духовность человека
Итак, образ Божий это то, что поднимает, выделяет человека над животным миром.
Во-первых, это то, что называется духовностью человека. Если бы эту тему разбирали не в православном университете, а в светском, то, наверное, начали бы не с духовности, а с такой темы как сознание человека. Между прочим, раньше всегда говорили о том, что в отличие от животных, человек ̶ сознательное существо. Однако этой формулировке ХIX века уже давно дается отпор. Действительно биология признает у животных наличие многих сознательных проявлений. Поэтому, говоря о человеческом сознании, мы должны быть очень осторожны. Один индийский философ сказал: «У растений есть инстинкт, у животных есть инстинкт с проблесками интеллекта, а у человека есть инстинкт и интеллект с проблесками интуиции». На самом деле бывают случаи, когда животное может даже послужить Божьему промыслу, значит, послужить, в какой-то мере, работе человеческой интуиции. Даже человеческая интуиция Божественного может коснуться животных. И вот если бы мы определяли не духовность, о, которой я сказал, а сознательность человека, то мы должны были бы сделать ударение, прежде всего, не на понятие, что человек сознательное существо, потому что и дельфин сознательное, и медведь, и кошка. У человека, в отличие от сознания, есть самосознание и самопознание. Познание себя, своего смысла жизни, истории человечества, своего места в истории, познание глобальных проблем, это особенность сознания человека в отличие от сознания животного.
Если говорить о духовности человека, то, в первую очередь, мы понимаем, что человек это животное, Аристотель говорил: «человек – это животное социальное» в этом он предшественник Маркса. На самом деле прежде надо сказать, что человек – это религиозное животное. В слово «животное» не обязательно вкладывать уничижительный смысл, живое существо, живое Божье существо, религиозное. Сегодня уже доподлинно известно, что на земле никогда не было первых безрелигиозных существ. Были периоды человеческого отпадения от Бога, но как только на земле появляется человек, сразу появляется признак его религиозности.
Какой древнейший признак при всех раскопках? Конечно, не просто погребение, а символически выполненное погребение, символически оформленное погребение. Потому что есть сведения, что крысы тоже хоронят своих сородичей в некоторых случаях. Но у человека не просто захоронение, а символически оформленные, явные символы веры в воскресение и в будущую жизнь. С этим появляется человек.