X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Болезнь Церкви или болезнь в церкви

300Нужно учиться принимать аскетику не просто как опыт святых отцов, а пытаться приложить ее к нашей мирской суетной жизни, столь не похожей на жизнь этих отцов. 

Иначе рождается двойственное сознание. 

Воспитанник семинарии может с пеной у рта доказывать, что настоящим образом смирения является образ, описанный у Аввы Дорофея, связанный с его подушкой... Он будет доказывать, что это в 21 веке есть настоящий образ смирения, но сам он реально никогда не допустит, чтобы кто-нибудь, смиряя его, выливал нечистоты на его кровать. 

Нужно творчески перерабатывать церковный опыт, без лукавства. Творчески работать - это иметь туже добродетель, жить тем же духом, но вовсе не копировать тот же опыт. 

Более грубый пример, хоть епископ Варнава (Беляев) и восхваляет запах пота, но все-таки, если человек ходит не мытым, это не значит, что он уподобляется древним аскетам. 

Можно сказать, что внешне скопированный опыт древнего церковного аскетического делания может привести, да и тогда приводил к умопомрачению и психическим заболеваниям, после чего внешний мир обвиняет Церковь в том, что она своими аскетическими упражнениями сводит нормальных людей, с ума. 

Болезнь Церкви и болезнь в Церкви

Действительно,  мы видим в храмах и монастырях немало больных людей. И здесь возникает вопрос: почему они больные? Вот если больной ищет исцеления в церкви это один вопрос, тогда Церковь должна быть обителью больных, исцеляя их. Но если он заболел в Церкви, это уже страшный диагноз этому месту и этому времени. 

Еще одна ошибка, о которой священнослужителей предупредил Владыка Ювеналий. Владыка сказал,  бывает, что человек в церкви, например, перед иконой или после причастия, исцелился от подобных болезней, ну хоть на како嬬¬¬-то время, получил  обновление, ощущение перерождения к свету, а потом после этого его сажают за трапезу и наливают вина. А если он становиться постоянным прихожанином этой общины его приучают к тому, чтобы он каждую службу  хорошо возливал, и он не понимает, собственно говоря, что нового-то в Церкви, если здесь так же пьют, как и там. 

Зная, в каком состоянии находится сейчас наш народ, нам бы сейчас вообще проповедовать воздержание от вина или почти воздержание, чтобы не фарисействовать. Почти воздержание, потому что христианство не запрещает винопитие. По сути дела, непременные возлияния – это все-таки дань Ветхозаветной радости, Ветхозаветной еврейской трапезе и более еврейской, нежели христианской. Однако, учитывая то, что наш народ спивается, к этому нужно относиться очень осторожно.

протоиерей Лев Шихляров. Аскетика. Введение


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Как победить в себе грех осуждения?
Грех осуждения: причины возникновения и борьба с ним
«Помни последняя твоя», или Что такое память смертная?
Память смертная — прямой путь к покаянию
Добродетель смирения как основа святости
Добродетель смирения основа святости
Как получить спасение души православному христианину
Спасение души православного человека
Показать еще
Комментарии