X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Милосердие для милосердия

300Мне не дает покоя один аскетический вопрос. Если, например, человек родится без рук, без ног, я всегда думала, что в Царствии Небесном ему Господь возвратит руки и ноги, потому что все должно быть в полноте. Если человек родился без ума, как Вы думаете, Господь разве не силен, восполнить этот недостаток? Он же может дать человеку то, чего он не по своей вине был лишен в земной жизни?

Это вопрос не простой. Дело в том, что руки и ноги не образуют человека, как личность. Руки  и ноги образуют действие человека. Человек, прежде всего, не в руках и ногах, он, прежде всего, в уме. И если ума абсолютно нет, то, что возвращать? Я еще раз повторяю, мы сейчас говорим о гадательных вещах. Представьте себе благочестивого умного человека, который прожил, наконец, свой путь, выстрадал Божье Царство и пребывает в благодати Божьей и там же оказывается этот получеловек… 

Что значит возвратить ум?  Его никто не отнимал, его просто не было. Он при грешном, допустим, сочетании хромосом, генов болезненных и так далее получился уродом. Даже, если ему Господь даст какой-то ум, то, что это должен быть за ум? Или это какой-то детский ум? То есть опять же сделать из него идиота, потому что он взрослый человек, но с детским умом. Вот, чтобы не возникало у нас таких сомнений, лучше всего себе представить, что если подобное существо там и будет, то в виде какого-то служения. А может быть и вообще не будет. 

И трагедии из этого никакой не будет, потому что, вы знаете, мы немножечко как-то порой относимся к человеческому роду или к отдельным человекам с точки зрения завхоза или начальника склада. Вот у него столько единиц получено в хранение, он столько-то сдал, столько-то осталось. Человек не такое простое существо. Поэтому напрямую  сказать, что будет с этим существом даже, может быть, богословски не очень корректно. Будет он рассматриваться, как младенец, как отросток рода или вообще не рассматривается, или рассматривается в некоем служении, невозможно точно сказать?

А если подумать не о нем, физическом уроде, а о нас, моральных уродах. О нас, которые только на 10 процентов, на 5 процентов верны Богу. Не такие ли мы уроды? Что с ним будет? А с нами, что будет?! Вот о чем надо думать. Ведь мы только на 5 процентов и то в лучшем случае в Царствие Божьем, и это ли не уродство? Это мы калеки? Вы говорите, вернуть ему ум. Ему нечего возвращать, а у нас есть, что отнять. И останется 5-ти процентный человек, 5-ти процентный не человек, а бледная тень. 

Вот вопрос: сможет ли эта тень двигаться? Или, может быть, она по тому же замечательному слову Клайва Льюиса сначала будет набираться сил, прежде чем сделать хотя бы один шаг. В общем, я бы вам советовал просто на эти вещи смотреть  по милосердию. В земной жизни принимать, как милосердие, для милосердия. Для нашего, если хотите, сначала и ужаса перед тем, что с нами происходит, какие мы все жалкие, несчастные. С другой стороны, как образ нашей души, увидели бомжа, подумайте о своей душе, какова она в своих грехах. Увидели урода, сжальтесь над ним и подумайте о том, как наша душа уродлива. То есть, возможно, все эти видения даны нам для символического нашего истолкования.  А уж о судьбе их Господь позаботится. Об этом вы не волнуйтесь.

Протоиерей Лев Шихляров. Аскетика. Лекция 2. Часть 2.

 


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Как победить в себе грех осуждения?
Грех осуждения: причины возникновения и борьба с ним
«Помни последняя твоя», или Что такое память смертная?
Память смертная — прямой путь к покаянию
Добродетель смирения как основа святости
Добродетель смирения основа святости
Как получить спасение души православному христианину
Спасение души православного человека
Показать еще
Комментарии